Что такое рабство? Источники и формы рабства, сексуальное рабство

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Определить понятие рабства достаточно легко: «Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности» – так толкует его принятая Лигой наций в 1926 г. Конвенция «О рабстве». Иными словами, раб – это человек, являющийся собственностью другого человека… дико, не укладывается в голове? Да, пожалуй… даже сложно представить, как вообще человечество до такого додумалось.

Тем не менее, произошло это довольно просто. Предположим, моё племя живёт в лесу. Пока мы жили исключительно охотой и собирательством, нас это устраивало, но вот мы научились обрабатывать землю и выращивать съедобные растения, приручать и содержать полезных животных – теперь нам нужно много земли, чтобы сажать растения, а животных – пасти. В лесу под это всё надо расчищать землю, вырубая деревья и выкорчёвывая пни – а есть места, где леса нет, неплохо бы туда переселиться! Но там живут другие существа – они похожи на людей, но они говорят не так, как мы, по-другому раскрашивают лица и т.д. – словом, то, что они люди, весьма сомнительно, значит – мы можем напасть на них и силой заставить уступить нам землю. Заставили? Хорошо. Что сделаем с теми из них, кого мы при этом не убили? Убивать сразу – расточительно: их же можно съесть, но сразу всех не съедим, а мясо при долгом хранении портится… оставим пока в живых – будем убивать и есть по мере необходимости, а пока они живы – тоже могут приносить пользу: пусть выгребают навоз за скотиной, таскают тяжести – и вообще выполняют всю тяжёлую и неприятную работу, которую добровольно выполнять не станет никто (и раз у нас появилась возможность на кого-то её переложить – почему бы такой возможностью не воспользоваться).

Нельзя сказать, что такая картина полностью рождена воображением историков – её наблюдали ещё в начале XX в. у некоторых т.н. «примитивных» народов например, на острове Фиджи, Соломоновых островах, Новой Гвинее; у племён, «остановившихся» на более ранней стадии общественного развития (например, в аборигенов Австралии) признаков рабства не наблюдалось.

Война, породив рабство, поначалу оставалась единственным источником рабской силы – но с развитием человеческого общества появились и другие источники. Развитие земледелия и скотоводства положило конец каннибализму – зачем есть военнопленного, когда для этого достаточно коров, а раба можно использовать более эффективно! В результате люди оказывались на положении рабов на долгие годы – до естественной смерти (если, конечно, хозяин не убьёт за неповиновение… так ведь до этого доводить и необязательно), а жизнь берёт своё – тем более, когда есть рабы и того, и другого пола… какова будет судьба ребёнка, рождённого рабыней? Уж конечно, хозяева не признают его равным себе: вырастет – тоже будет рабом (опять же – хозяевам польза: в перспективе можно будет гарантированно иметь рабочие руки в хозяйстве, а не рассчитывать на новую войну).

С развитием товарно-денежных отношений появился ещё один источник: если человек не мог отдать долг, если всего его имущества на это не хватало, он мог отдать кредитору то последнее, что у него осталось – самого себя, т.е. стать рабом кредитора (как вариант – отдать в рабство подвластных ему людей: жену или ребёнка).

На рабском труде держались все великие цивилизации Древнего мира: Вавилон, Египет, Греция, Рим – потому-то эти общества историки называют рабовладельческими… во многом именно рабству мы обязаны расцветом эллинской культуры: благодаря огромному количеству рабов свободные граждане древнегреческих полисов имели возможность заниматься философией и искусством. Рабство настолько прочно вошло в жизнь древних цивилизаций, что уже не ассоциировалось исключительно с тяжёлой и грязной работой: были рабы-воспитатели, актёры, музыканты, даже писцы и переводчики.

Но каким бы ценным и образованным ни был раб, он всегда оставался рабом. Что такое раб – особенно ясно выразил древнеримский философ Варрон: «говорящее орудие труда» наряду с «молчащими орудиями» (лопатами, мотыгами и т.д.) и «мычащими» (скотом). Убить своего раба – не преступление (никто же не наказывает человека за то, что он сломал свою собственную лопату), за убийство чужого раба придётся отвечать – но как за порчу имущества, а не как за убийство человека…

Такую систему, сложившуюся в великих цивилизациях Древнего мира, называют античным рабством – и ей присуще всё то, что мы привыкли с этим словом ассоциировать: выжженное клеймо, рабский ошейник, надсмотрщик с кнутом и т.п.

Но были и другие народы, которые не знали рабовладельческой стадии развития и перешли от родового строя через военную демократию к феодализму – те, народы, которые традиционно именовались «варварскими»: германцы, кельты, славяне… было ли рабство у них?

Да, было – ведь оно, как мы уже говорили, возникло ещё у первобытных народов. Вот только с той мрачной картиной, какую мы наблюдали в великих цивилизациях древности, оно имеет мало общего. По словам античного историка Тацита, у древних германцев дети рабов и хозяев играли вместе – и невозможно было отличить одних от других. В «варварских» обществах у рабов могло даже быть своё имущество: так, в исландской «Саге о Гисли» хозяин просит раба одолжить ему меч (можно ли представить, чтобы римлянин что-то просил у раба!). Кстати, идеальное выражение сущности патриархального рабства – русское слово «раб»: оно происходит не от слова «работа», как кажется, а от слова… «робя» – «ребёнок». Раб при патриархальном рабстве – это не «скотина», не «говорящее орудие» – это нечто вроде «вечного несовершеннолетнего»: он не имеет права голоса в народном собрании (на тинге у норманнов, на вече у славян), за него всё решает хозяин (как за ребёнка всё решают родители), он же несёт ответственность за преступления раба, а если раб и свободный вместе что-то натворили – даже не станут разбираться, кто зачинщик: накажут свободного (примерно так же бывает в наше время, когда взрослый преступник втягивает в дело «малолетку»). Если человек не очень умный, не очень инициативный, предпочитает жить «за широкой спиной», ни за что не отвечая – такое положение могло его даже устраивать. Если же не устраивало – были определённые шансы стать свободным: например, освоить какое-то ремесло, начать им зарабатывать, накопить денег и откупиться (тут уж всё зависит от того, насколько сговорчив хозяин). У славян безоговорочно получала свободу рабыня, родившая ребёнка от хозяина. Да и законы относительно детей рабов были различными – не всегда рабство одного из родителей обязательно означало рабство для ребёнка: в одних странах ребёнок наследовал долю матери (конечно, чаще всего речь шла о рабыне, оказавшейся на ложе хозяина – но ведь в жизни всякое бывает, может, и случалось так, что свободная женщина влюбилась в раба и родила от него ребёнка), в других – «лучшую долю» (т.е. если хотя бы один из родителей был свободным – неважно, мать или отец – свободным становился и ребёнок).

В Средневековье на смену рабству приходит крепостное право – которое хоть и называют иногда «рабством», но таковым оно всё же не является (например, крепостного крестьянина нельзя продать отдельно от земли). Но перестав быть основой хозяйства, рабство, тем не менее, существовало в Европе – в основном, в виде домашнего рабства (рабы-слуги). Так, флорентийка, жившая в XV в., в письме к сыну жалуется на строптивую рабыню Катеруччу: «Она ведёт себя со мной так, как если бы я была её рабыней, а она – госпожой». Продать бы негодницу – да нельзя: слишком уж много семейных тайн ей известно. В другом письме почтенная синьора советует сыну, как выбрать подходящих рабынь при покупке – и рекомендует татарок: они хотя и грубее русских, зато лучше переносят тяжёлый физический труд… впрочем, многие европейцы не разделяли мнения этой дамы: даже английское слово slave (раб) происходит от слова «славянин». Русских рабов в Европу поставляли татаро-монголы через посредничество венецианских и генуэзских купцов.

Казалось бы, развитие цивилизации должно постепенно свести рабство на нет – но этого не происходит: рабовладение вновь расцветает пышным цветом после Великих географических открытий, столкнувших европейцев с прежде неведомыми народами, непохожими на них самих (помните, что мы говорили о восприятии первобытным человеком иных племён и зарождении рабства? Так вот, с течением времени такое мировосприятие никуда не девается).

Особый размах этот процесс приобретает при освоении Нового Света: необработанной земли – превеликое множество, занимай, получай доход, вот только силами своей семьи со всем этим изобилием не справиться, а кого в работники нанять? Добровольно никто не пойдёт: белые не для того через океан сюда плыли, чтоб «на дядю» пахать, индейцы – тем более жили тут сотни лет без «бледнолицых» и ещё поживут. Конечно, своего брата-белого переселенца силой не очень-то заставишь – у него ведь такое же огнестрельное оружие, как у тебя самого, а вот «дикие» индейцы – иное дело… Правда, испанское правительство в 1512 г. запретило использовать индейцев в качестве рабов – но европейцы не растерялись: параллельно шло освоение Африки, и там-то никто не запрещал захватывать пленных и поступать с ним, как заблагорассудится… а где спрос – там и предложение.

Так родилось плантационное рабство, существовавшее в Америке вплоть до XIX века. Не все рабы были неграми: в рабство в колониях стали продавать приговорённых к каторге преступников, рабами стали многие ирландцы после завоевания этой страны Англией в 1649-1651 гг…. но негры всё-таки были лучше европейцев: сильнее, выносливее в жарком климате, в случае побега у них было меньше возможности добраться до родной земли… так что раб-негр ценился выше и стоил дороже раба-европейца (потому-то торговля чернокожими рабами приносила огромные доходы – несмотря на то, что на одного негра, живым доставленного из Африки в Америку, приходилось двое-трое, умерших в дороге). В память обо всех этих несчастных – и о тех, кто погиб в пути, и о тех, кто имел несчастье выжить и стать рабом – в Занзибаре, бывшем когда-то центром работорговли, установлен памятник рабам.

Было ли в это время рабство в нашей стране? Можно сказать, что было: при Екатерине II крепостное право фактически приобрело черты рабства. Оно было отменено в 1861 году. В США рабство официально отменено в 1865 г. Дольше оно продержалось в Бразилии и «сдавало позиции» поэтапно: в 1850 г. запретили ввоз рабов, в 1866 получили свободу рабы некоторых учреждений (в частности, монастырей), в 1871 г. – все родившиеся в Бразилии дети, в 1885 г. – рабы старше 60 лет, и наконец в 1888 – все рабы.

Существует ли рабство в наше время? Да, существует – хотя официально оно запрещено законом во всех странах мира. Оно сохраняется в Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Анголе и некоторых других странах Азии и Африки (причём с переходом работорговли на нелегальное положение доходы от неё только возросли). Да и во вполне цивилизованных странах рабство «воскресает» там, где центральная власть теряет контроль (типичный пример – Чечня, где военнопленные использовались в качестве рабов).

Известны случаи, когда наши соотечественницы, познакомившись через Интернет или брачные агентства с иностранцами, уезжали в чужую страну в надежде на заключение брака – и оказывались на положении служанок-рабынь или даже «сексуальных рабынь» в публичных домах. Такая же судьба нередко ожидала тех, кто обращался во всякого рода сомнительные фирмы, соблазняясь «высокооплачиваемой работой за границей»…

Но повторяем: всё это – преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Рабство на законных основаниях человечество оставило в прошлом, и хотелось бы верить, что навсегда.


Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики