Литература. Откуда она взялась

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Наука развивается быстрыми темпами, но на многие вопросы до сих пор нет толкового ответа, как и тысячи лет назад. Откуда взялась жизнь на Земле? Откуда взялся Человек, теорию с происхождением от обезьяны в наше время многие пытаются оспорить. Хотя Дарвин и не говорил, что человек произошел от обезьяны. Он утверждал, что у нас общий обезьяноподобный предок. А как человек научился говорить? Тут тоже одни теории. Одни более-менее разумные, другие нет, как яфетическая теория Николая Марра, утверждавшего, что все слова произошли от четырех корней - "сал", "бер", "йон" и "рош". Своих учеников Марр заставлял искать эти корни во всех словах. В итоге слова красный, этрусский, рыжий. Эта теория не нравилась лингвистам, зато очень понравилась советским чиновникам, поскольку Марр утверждал, что язык имеет "классовую природу" и можно выделить стадии развития языка по аналогии со стадиями развития общества, как его видел Маркс. Его теория прекрасно подходила под идеологию "классовой борьбы".

Эта теория была несостоятельна, потому в мае-июне 1950 года она была разгромлена, а бывшие марристы стали писать в газеты открытые письма "покаяния" в своих ошибках.

Это было в прошлом веке, но воз в этом смысле "и ныне там", и о появлении языка мы сейчас знаем ничуть не больше Марра.

Также ученые пытались изучить и историю литературы. Когда она появилась? И почему? И тут есть, о чем задуматься. Как и в вопросе Искусства вообще.

 Что должно было произойти, чтобы первобытный человек, едва ли не вчера слезший с дерева, отдыхая после охоты в пещере, вдруг взял что-то - камень или что-то еще - подошел к стене и стал не просто изображать каракули, а РИСОВАТЬ? Изображать животное, виденное на охоте, и все пережитое? Это ведь был шаг важнее изобретения каменного топора - топор имеет практическое значение. Но именно с этого момента можно отсчитывать начало Человека в принципе. Эмоция, жаждущая выражения в творчестве, в созидании.

Именно с этого первобытного человека, впервые попытавшегося что-то изобразить на стене пещеры, и нарисованных им существ, началось Искусство в принципе. Причем не только живописное - это ведь тоже можно назвать своеобразной литературой! Он рассказывал историю - историю охоты.

 Но когда началась словесная литература?

Джеймс Фрейзер (1854 - 1941) - британский ученый, религиовед, утверждал, что источником всего является ритуал. Ритуал, по Фрейзеру, является в некотором роде имитацией желаемого результата - к примеру, желая смерти врагу, наносят увечья его изображению, "убивают" изображенное на стене животное перед охотой. Из ритуала, по Фрейзеру, возникает миф (а не наоборот). Миф - словесное закрепление ритуала. А затем уже миф становится "строительным материалом" художественного произведения. Концепцию происхождения литературы он видит так: Ритуал - Миф - Художественное произведение. С этим согласен и Гилберт Мерей, видевший элементы ритуала в целом ряде сюжетов. Так похищение Елены он выводит из ритуала похищения невесты. Джесси Уэстон продолжила эту теорию, объяснив ритуальной основой и средневековую легенду о святом Граале. Исследовательница выводит ее не из христианской легенды о священной чаше, а из древнего обряда инициации. Американские ученые развили эту теорию, привязав те или иные сезонные обряды к определенным жанрам. Американец Нортроп Фрай пытался определить роль мифологии, как источника архетипов. По Фраю, литературные произведения создаются из одних и тех же архетипических моделей.

Очевидная уязвимость этой теории видна. Откуда тогда взялись ритуалы? Ведь не все, так или иначе, копируют желаемый результат. К тому же, такой подход напрочь исключает и индивидуально-авторское осмысление реальности, и саму реальность, которая тоже могла стать источником мифологии? Истории о подвигах на охоте или на войне. К примеру, древнегреческие истории о героях. Почему же достижения тех или иных воинов не могли стать источником мифа и существовать уже преувеличенными в народном сознании? Оттуда, кстати, и утверждения о "божественном" происхождении героя или героини. Людям трудно было себе представить, что воин, обладающий невероятной физической силой, такой же, как они. Или попытка древнего человека ответить себе на вопрос, почему гром гремит, почему дождь и почему солнце то встает, то садится?

Единственный вид литературы, которую можно отнести к мифу, кроме драматургии, это фольклор. Народные сказки действительно вышли из мифа. Здесь и Кощей Бессмертный - образ смерти, и Перун, побеждающий его, и баба Яга, которую многие исследователи считают своего рода хранительницей границы между миром живых и миром мертвых. А дети, которых она пытается "испечь" в печи - отображение инициации, которая должна была символизировать "смерть" человека в качестве ребенка и его новое "рождение" в образе взрослого.

Тема эта в высшей степени интересна. Но ясно одно - искусство с самого начала было индивидуальным. Даже когда было фольклором. Оно выражало эмоции отдельного человека, в котором все остальные узнавали свои собственные. Что бы ни говорили в советское время. Да и что такое коллектив, если не множество индивидуальностей?

Комментариев:
12

  • 01.10.2017 10:51:01
    Считаю так - один, три, тридцать, двадцать шесть : ). А вот, что читал, а не считал. Говорят редкостные кретины это выдумали, так вот, Язык у людей был один. Единый. Сам по себе язык штука очень сложная, так сто мартышки его выучить не могли. Язык был дан как свойство именно человека. Когда же человечество стало тяготеть к самоуничтожению, языки были разделены, вероятно, не на обум, а по каким-то признакам их носителей. Как-то так. Ну и, что само собой разумеется, всё это безобразие натворили фиолетовые осьминоги, которые прилетели с Сириуса на космических парусниках.

  • 01.10.2017 09:33:56
    Алексей, а как вы считаете, откуда мог взяться язык? Мы получили его откуда-то извне?

  • 01.10.2017 01:10:03
    сложно найти в океане воды песчинку сути

  • 30.09.2017 20:37:22
    ....

  • 30.09.2017 14:17:44
    Вот уж не знал, что Кощея Бессмертного побеждал Перун... А в общем и целом такое хаотичное нагромождение мыслей читается довольно тяжело. А, может, это чисто моё восприятие. Недаром в институте литературоведение было одним из самых нелюбимых предметов... Ну океан воды и в нём - песчинка сути. Если последняя вообще имеется...

  • 29.09.2017 21:01:03
    Товарищи, без обид, теория эволюции и все с ней связанное... Рассчитано на л о х о в. Без обид. Для тех, кто уверен, что "учёный" все знает и не обманет и глотает целиком, не прожевывая. Может и знает. Но вот то, что не обманет .. Самое жесткое рабство - интеллектуальное рабство, когда подумать возможности не дают. Только "вид", а не дело. Не будем лохами.

  • 29.09.2017 20:55:58
    Первобытный человек? И верят в этот бред... Ответы есть, вполне простые и ясные, почему не верите? Простое ложно, сложное и не понятное истинно? Как же... Литература началась вместе с языком. А когда начался язык? Язык? Language? Да? Из пещерного му, вышло "Аз есмь Господь Бог твой"?.. Не пользуемся рассудком... Только фантазия и бред. Люди мы, первобытные. Бананов и зрелищ. Вот и весь прогресс. Меньше технологий - выше интеллект

  • 29.09.2017 15:53:11
    такого не произойдет никогда, надеюсь

  • 29.09.2017 09:08:48
    Да. А, может быть, в тот момент, когда мы получим ВСЕ ответы на ВСЕ вопросы, автоматически исчезнет и смысл нашего существования!

  • 28.09.2017 15:37:40
    бездна всегда будет бескрайней и будет извечной работа человеческих умов

  • 27.09.2017 17:10:02
    Да. Это хорошо.

  • 27.09.2017 16:51:41
    Поиск двух вещей - начал и смыслов - наверное,так и останется вечной работой для человеческих умов.Все попытки историков написать исчерпывающую глобальную историю до сих пор не более состоятельны,чем физиков создать Теорию всего.Вселенная - не из Большого взрыва,человек - не от обезьяны? А уж про литературоведение,далёкое от "точных наук",и говорить нечего.Лингвистика вроде бы несколько "точнее",но именно она не даёт ответов на ключевые вопросы,которые упоминает автор - да,это им замечено совершенно верно.Но,пожалуй,такое положение дел не должно нас угнетать - значит,для умов человечьих ещё непочатый край работы,и таинственная бездна неизвестности даёт фантазии лететь над ней...

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
2 Elro
1 Lykov
1 Twin-m-s
1 Alinka
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики