Мона Лиза (Джоконда), Черный квадрат. Как правильно любоваться этими художественными шедеврами? Сфумато и супрематизм, оригинальность и гениальность

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А

П о й м а й    к о т а !


Фото статьи

Не подумайте, что я собираюсь учить вас любоваться этими шедеврами. Поэтому, искусствоведы, расслабьтесь и иронично наблюдайте, как простой обыватель пытается определить значимость этих произведений.

Впервые я задумалась над ценностью «Джоконды» великого Леонардо да Винчи, когда увидела в подземном переходе людей, стоящих, сидящих на коробках и лежащих на принесенных из дома раскладушках в ожидании своей очереди в Пушкинский музей на выставку этой картины. Это было в конце 70-х годов. Я не очень представляла себя в подобной ситуации, потому что недоумевала (из-за крайней молодости и неразумности), что в ней хорошего. По нашим современным меркам далеко не красавица - безбровая, с небольшими глазами и огромным лбом. Информации тогда было немного.

Время шло, я почитала справочники, и я узнала про термин «сфумато». В этой манере и написан портрет Моны Лизы, т.е. переход от одного цвета к другому не имеет четкой границы, они перетекают из одного в другой, и что самое поразительное, нет никаких следов мазков или отпечатков пальцев. Мы вынуждены верить ученым, которые тщательно исследовали полотно, просвечивали его РХ-лучами, но не нашли, что называется следов пребывания человека. В этом и заключена уникальность «Джоконды». Теперь я смотрю на нее совсем другими глазами, и, как ни странно, она стала намного симпатичнее, чем тридцать лет назад. А ее улыбка, которой посвящены тома всевозможных работ, кажется очаровательной. Это даже не улыбка, а намек на нее, или самое начало улыбки. Такую фазу запечатлеть, по моему мнению непрофессионала, гораздо сложнее, чем изобразить радостный оскал.

Ненадолго отвлекусь и расскажу анекдот из того времени. Мой знакомый, сын высокопоставленного чиновника, сумел пойти на ту выставку и с восторгом заявил, что долго смотрел на картину, и она, Мона Лиза, ему подмигнула. Это стало дежурным поводом для шуток в нашей компании, но со временем, глядя, понятное дело не на оригинал, а на репродукцию, поверила, что такого уровня шедевр, созданный непостижимым для среднестатистического ума способом, мог и подмигнуть и махнуть приветственно рукой. Им, шедеврам, позволительно приветствовать нас, смотрящих на них восхищенными глазами, особенно тем, которые удивляют человечество более 5-ти столетий.

Черный квадратА теперь о «Черном квадрате» Малевича. Я подошла к этому полотну, вооружившись знаниями о супрематизме, самом Малевиче, и мнениями знатоков. Если применить метод, которым я следовала относительно «Джоконды», то это полотно – дитя по сравнению с «Моной Лизой», ему около 100 лет. Но наделал шума не меньше. А теперь мое, и только, мнение об этом шедевре. Нет ни перехода от одного цвета в другой, потому что сплошной монохром, нет завораживающей улыбки, потому как нет лица, а что же есть? А есть квадрат. Черный. Есть еще его брат – красный. Можно долго вглядываться в него, вряд ли что-то произойдет. Можно пытаться понять супрематистов, несущих свои идеи.

Но мне хочется любоваться красотой, а не морщить лоб, пытаясь понять замысел автора. И я не делаю этого. Не думаю про то течение художников, к которому принадлежал Малевич. Я до безобразия упростила подход к определению гениальности данного произведения. На мой взгляд, все просто – никому не пришло в голову сделать это, а его осенило. И это, возможно, очень талантливо. Опять оговорюсь, это мое собственное мнение – именно этот аспект и объединяет такие разные шедевры. Любоваться ими или нет - дело вашего вкуса. А восхищаться обязательно! За оригинальность! За первичность! А вот и анекдот к слову, поскольку недостатка в друзьях-шутниках у меня нет. Один из них заявил по поводу «Черного квадрата»: «Это и я так могу, и даже лучше! Ровнее!» Возможно, он прав, ну кто из нас не нарисует правильный прямоугольник сплошного черного или любого другого цвета? Да легко. Но это будет уже не Малевич. Потому как он, шедевр, уже есть!

А теперь пару слов о приятном. Мои любимые художники – это импрессионисты, особенно Огюст Ренуар. Обожаю. Любуюсь. И не задумываюсь об идее художника, потому что все просто и гениально, и вкусно, и красиво, и понятно.





Я ПОЙМАЛ КОТА!!! А ВАМ СЛАБО???

Логическая игра: нужно окружить кота, нажимая на круги, чтобы он не убежал с поля! Если не получилось - игра начнется заново.



Комментариев:
3

  • 15.05.2016 16:20:44
    Мне понравилась фраза "...самое начало улыбки." Меня тоже в своё время очаровало это произведение. Кому-то она подмигнула, а мне казалось, что она либо улыбнется, либо уголки губ грустно опустятся. Мне её губы казались живыми.

  • 09.02.2015 22:42:15
    "Мона Лиза" и вправду шедевр. В 2011 году в Питере случайно попали на выставку произведений Леонардо да Винчи - безумно интересно, но факт в том, что этой картине был посвящен отдельный зал. Каких только вариаций там не было - и отдельные части - глаза, нос, рот - увеличенные и изученные. Картины под разными цветными фильтрами: синяя Джоконда, красная, желтая... Даже интерактивное видео как слой за слоем снимаются краски и обнаруживаются то вуаль на плече, то горы. Наверное ни одно полотно не подвергалось такому тщательному анализу. Спасибо за статью!

  • 09.02.2015 21:08:13
    О "Моне Лизе" ходит много легенд - и об особенности симметрии ее лица, и о загадках, спрятанных в нарисованном пейзаже, а вот об отсутствии следов мазков или отпечатков пальцев мне еще слышать не доводилось. Спасибо автору за интересную пищу к размышлению!
Оставить комментарий
Топ 5 авторов
Ник
57 Rajskij_Roman
32 Lykov
21 Elro
15 Dmitriy
11 AWC
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики