Средневековье: правда и ложь

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Сейчас Средневековье - одна из самых популярных эпох. Не счесть всевозможных клубов, где пытаются воссоздать образ жизни средневековой Европы или Руси, устраивают бои витязей и рыцарские турниры. А в интернете немало статей, где обсуждают Средневековье. Восхищаются им или откровенно высмеивают за невежество и антисанитарию. Попробуем разобраться с европейским средневековьем. Каким же оно было?

Гигиена

Главный упрек, который потомки делают Средневековой Европе. Дескать, там не мылись не потому, что не было возможности, а потому что Церковь категорически запрещала. И если на Руси вовсю действовали бани, то в Европе все оставшиеся после римского завоевания термы были уничтожены. Так ли это было?

Во-первых, мыться каждый день, как можем мы с вами, средневый человек банально не мог. Слишком это был длительный и трудоемкий процесс - набрать воды на целую ванну, потом подогреть на огне. Однако при возможности, средневековые европейцы не отказывали себе в этом.

Главное, от чего зависело, как часто рыцарь и его семья принимали ванную, это достаточное количество воды. Кроме питья и готовки вода в первую очередь шла на уход за лошадьми, которые стоили в то время очень дорого. Однако там, где благодаря местоположению замка, проблем с водой не было, не было и проблем с купанием. К примеру, в замке Лидса (графство Кент, Англия) в 1291 году была выстроена ванная из камня размером около 7 на 5 метров, в которую заливалась вода из озера, окружавшего замок.

Если Церковь и относилась к купанию настороженно, то в основном это касалось общественных бань. А они в Европе тоже были. Существовали законы, касающиеся правил посещения бань. Например, запрет мыться вместе мужчинам и женщинам и христианам и евреям. Также существовали правила и для банщиков.  "Регистры ремесел и торговли города Парижа" 1268 года давала подробные правила для лиц всех профессий, известных в Париже того времени, в том числе и для представителей этого цеха. Среди них указания "не кричать" свои бани (т.е. не рекламировать их, ибо другого способа рекламы кроме крика в то время не знали) в ночное время, не содержать там ночью прокаженных (что можно понять из-за опасности распространения заразы) и не превращать бани в публичные дома. Однако запрет этот банщики, увы, не слишком соблюдали. Кстати, к 1292 году в Париже насчитывалось двадцать шесть бань.

Инквизиция

Самая черная страница истории Средневековья. Инквизиция, "охота на ведьм" и пытки, которыми выбивали у женщин признания в колдовстве. А все мы понимаем, что под пыткой большинство из нас признается в чем угодно, вплоть до участия в гибели Помпеи и затоплении Титаника.

После принятия христианства Католической Церкви поначалу было не до деревенских знахарок. К тому же, Карл Великий своим эдиктом прямо запретил верить в ведьм и вампиров и устанавливал наказания для людей, которые под этим предлогом преследуют и убивают колдунов.

Особый суд католической церкви, названный "Инквизицией" был создан в 1295 году папой Иннокентием Третьим. Направлена она была против "ереси". Против взглядов, противоречащих учению Католической Церкви. Однако смертная казнь была для "повторно уличенных". Поначалу инквизиция могла ограничиться тем, что заставляла человека  отречься от "еретических убеждений". Если обвиняемый отрекался и "раскаивался", на него накладывали церковное наказание - епитимью. В противном же случае или если человек был "повторно уличен" в недозволенных суждениях, дело передавалось в светский суд. Церковь официально не могла выносить смертный приговор. Ее задача была "вернуть заблудшую душу в лоно Церкви".

Массовая "охота на ведьм" - женщин, которые якобы заключили "договор с дьяволом", началась в конце 15 века. Если мы помним, именно к этому времени относятся и массовые эпидемии чумы. Народ был в панике, ждал конца света. И именно простые люди - крестьяне, и были теми, кто доносил святой Инквизиции на соседку, которая "что-то ворожит", "летает на помеле на шабаш" или после ссоры с которой в доме стали происходить несчастья. Именно простые люди были теми, кто по личной неприязни или корысти (доносчик получал половину имущества казненного) бросал невинных в жернова этой страшной машины. Если вы помните, в нашей стране в 30-е годы происходило то же самое. Сталин и его помощники виноваты в репрессиях, но кто написал несколько миллионов доносов? Он сам или соседи по коммуналке, позарившиеся на более просторную комнату? А власть это всячески поощряла.

Особенно зверстовала испанская инквизиция времен Томаса Торквемады. Личность этого "великого инквизитора" заслуживает отдельного внимания. Безжалостный к маврам и евреям он сам был потомком крещенных евреев. В школе отличался спокойным нравом и усидчивостью. В жизни его не было ничего, что могло бы объяснить последующую его жестокость в должности "великого инквизитора" и духовника королевы Изабеллы Кастильской. Тем не менее, в период его правления было сожжено 8800 человек. Те, кто успел сбежать, или умер во время или до процесса, были сожжены "фигурально" - т.е. сожгли чучело в виде этого человека.

Кстати, если в наше время любое уголовное дело после смерти обвиняемого автоматически прекращается, то в Средние века судьи считали, что и мертвого можно подвергнуть наказанию. Умершего могли сжечь и развеять пепел (как, кстати, поступили с Лже-Дмитрием). Лишение права на погребение было серьезной карой для той эпохи, поскольку оставалась уверенность, что непогребенный не может обрести покой на том свете.

Положение женщины

Сложно представить, чтобы в эпоху инквизиции, борьбы с "ведьмами" женщинам жилось легко. Однако Средневековье и здесь показывает свою двойственную природу.

Чем все-таки была женщина для Средневковья?

Средневековое сознание не могло принимать реальность такой, какова она есть, и пытался разделить ее на Добро и Зло. Причем не только на территории абстрактного мира, но и здесь, на земле. Так, ученые пытались выяснить, чем яляется бабочка - божественным или дьявольским творением. В частности из-за способности к преображению.

Также были споры о сущности женщины. В 585 году в городе Макон (Франция) произошел Церковный собор. Вопросов было много, и одним из них - можно ли употреблять слово "человек" по отношению к женщине. Вопрос этот, кстати, носил больше лингвистический, чем богословский характер, и решен был в пользу женщины. Аргументом стало то, что Иисуса называют Сыном Человеческим, и Он был рожден от женщины - Девы Марии.

Кстати, именно эти две библейские женщины - Ева и Дева Мария были теми, кто определяли отношение Средневого мира к женщине, как таковой. Носительница греха, "искусительница" для мужчины или некое полубожественное существо, способное давать Жизнь новому человеку. Отсюда и разница в отношении к женщине - от "ведьмы" до преклонения Прекрасной Даме у рыцарей. Кстати, культ Прекрасной Дамы вышел из культа Девы Марии.

Чем могла стать в жизни средневековая женщина? В первую очередь, конечно, женой и матерью. Но вопреки расхожему мнению, не только. Средневековый мир знал немало женщин, которые посвятили свою жизнь науке. Как госпожа Тротула Салернская, закончившая медицинскую школу в Салерно. Ей приписывается авторство книг о женских болезнях и даже о косметике.

Но чаще всего, если женщину привлекала наука, она могла заниматься ею только став монахиней. Как было с немецкой монахиней и аббатиссой Хильдегардой Бингенской, автором книг о медицине. Женщины могли заниматься торговлей. Это было непросто, но, в принципе, возможно. Известны две женщины, заключившие договор о поставке французских вин к английскому королевскому двору. А графиня Беатриса де Диа прославилась как первая женщина-поэт средневековой Европы.

Это даже не все, что можно рассказать о средневековье. Но, надеюсь, мне удалось доказать, насколько это была противоречивая и интересная эпоха.

Комментариев:
3

Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики