Рецензия на фильм «Девочка» (2008), режиссер Елена Николаева

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Фильм «Девочка», снятый в 2008 году доселе неизвестным мне режиссером Еленой Николаевой, в жанровом эквиваленте является социальной драмой с мелодраматическим уклоном. Телеканал «Россия», на котором и состоялся в своё время показ фильма, уже много лет ежедневно транслирует многочисленные мелодраматические фильмы и сериалы, мягко говоря, среднего качества. И честно говоря, по «чисто внешним» атрибутам данный кинофильм можно было бы отнести к очередному экземпляру российского кино-конвейера, воспроизведенному ВГТРК. Меня подобного рода фильмы никогда не привлекали, и некоторые из них мне довелось посмотреть по случайности. Так случилось и с фильмом «Девочка», на который я наткнулся случайно в желании посмотреть что-то жизненное и «простое», и этот фильм положительно выделился из общего ряда тех продуктов, которые я до этого видел по «России». Можно даже сказать, фильм меня приятно удивил. Если с «жизненностью» я угадал, то вот «простым» я бы эту кинокартину не назвал. То и дело в картине присутствуют некоторые намеки на элитарность, дающие понять, что это кино - не для всех. Фильм двухсерийный, что для современного теле-формата уже большой прогресс, за примерно два с половиной часа показа создателям киноленты удалось воплотить целый комплекс идей и показать достаточно много событий. При просмотре начальных титров и информации об этом фильме, не вдаваясь в биографии его создателей, можно подумать, что это авторская картина, то есть кино, в котором режиссер-постановщик по совместительству играет главную роль. Однако, смотря на молодую девушку Лену, главную героиню фильма, вряд ли подумаешь, что она же является режиссером, способным снять столь глубокое произведение. И это, действительно, не так. Всё дело в том режиссер и исполнительница главной роли — полные тезки. Главная актриса фильма в титрах во избежание путаницы указана как Лена Николева, и с её творчеством я до этой картины также не был знаком. Важно заметить, что две женщины в родстве не состоят, и это действительно просто интересное совпадение, дополненное тем, что главную героиню киноленты также зовут Леной.

Фильм получился очень женским, но не по целевой аудитории, а скорее по проблематике. В центре внимания — образ женщины, её роль и судьба в современном российском обществе. Кроме того, в картине поднимаются такие важные темы, как «поиск лучшей жизни» и проблемы молодежной наркомании. Фильм повествует о судьбе девушки, которая пытается вылезти из нищеты и хочет хорошей жизни, обвиняя родителей в «обывательском», никчемном, с её точки зрения, существовании. Она хочет быть той «красивой», шикарной и современной девушкой-львицей в стереотипном понимании, а родители, как ей кажется, этого не дают. Она даже не идет на выпускной вечер из-за того, что у семьи нет денег на шикарное платье. В поисках лучшей жизни она пускается во все тяжкие и в результате оказывается в колонии общего режима. Она мечтала о богемной жизни и богатых домах, и на её пути в определенный момент встречаются такие люди. Она лицезрит роскошь и, казалось бы, начала другую жизнь. Однако первый случайный знакомый, воспользовавшись её молодостью, выставляет её за дверь, а вторые, творческие личности, подсаживают на наркотики, за распространение которых девушка и получает срок — 8 лет. Смотря эти сцены, невольно задумываешься, чего стоит эта сладкая жизнь, и стоит ли к ней стремиться, ведь у этой так называемой «богемы», только внешне всё красиво, а на самом деле в них нет ничего настоящего. Начало фильма — череда случайных встреч, своеобразный экскурс во взрослую жизнь, девушка сталкивается с разными людьми, в разговорах с ними всплывают мировоззренческие вопросы. Казалось бы, она оказывается на самом дне и за решеткой, где первые дни проводит в ломках, её жизни и мечтам приходит конец. Однако здесь девочка находит подруг, поддержку, проникается проблемами женщин, оказавшихся в сложной ситуации. И здесь тоже продолжается жизнь. В неволе она раскрывается, начинает писать песни, и её даже замечают на радио. Так проводится ещё одна мысль — жить можно везде, и человек- сам творец своей жизни.

По своей завязке и кульминации кино отдаленно мне напомнило американскую картину «Слишком молода, чтобы умереть», однако, при некоторой схожести сюжета, по целям и смысловому посылу эти фильмы совершенно разные. Американский кинофильм, заслуживающий, безусловно, отдельного обзора, обращен к проблемам «гуманного» американского государства, которое применяет смертную казнь для несовершеннолетних. В нашем фильме вопрос о «справедливости наказания» тоже встает, но он скорее является фоновым, добавляющим драматизма, ведь среди «сокамерниц» Лены женщины разных судеб, и далеко не все они заслуживают того наказания, которое несут. Но, тем не менее, эта картина не о государстве, а скорее о личности, о выборе человека и об ошибках, которые он совершает. В отличие от многих картин, поднимающих «тюремную тему», в «Девочке» почти полностью отсутствует акцент на «государственной системе». Сцена суда и приговора, которую любят добавлять «для драматизма», в фильме не показана. При этом создатели киноленты пытаются показать «человечность», служащих пенитенциарной системы, тюремных надзирателей и конвоиров, которые вынуждены балансировать между «инструкцией» и «жизнью». В конце киносюжета конвойный, образ которого кажется вполне типичным для страны, отказывается позвать врача, когда героине становится плохо, так как не может отойти от заключенной, но, в конце концов, став свидетелем зарождения новой любви, и он проникается чувствами. Очень выразителен образ тюремной надзирательницы, которая сама является матерью и переживает за свою оступившуюся дочь: она пытается понять каждую заключенную и найти к ней подход, проникается симпатией к главной героине. Та же «залезает ей в душу», а такое поведение в современной тюремной системе могло бы закончиться карцером, однако этого не происходит, потому что надзиратель — тоже человек. Яркости образу придает, конечно, и удачный выбор актрисы на роль «надзирательницы» - её играет Татьяна Догилева. Эта лента вообще отличается большим количеством именитых и талантливых актеров. В небольших ролях здесь появятся Валерий Баринов и «народный пипец страны» Мария Кожевникова (её роль «тусовщицы-наркоманки» во многом продолжает «универское» амплуа). А одной из главных героинь и звезд картины стала Мария Порошина. Она играет лучшую подругу Лены, умную женщину, отвечающую в колонии за «культмассовый сектор». Она пострадала за любовь и оказалась в тюрьме вместо любимого мужчины. Парадокс в том, что умышленно или нет, но Порошина сыграла второй раз похожую роль. Героиня кинофильма «Всегда говори всегда» Ольга, пожалуй, самый известный персонаж Порошиной, в первом сезоне также оказывается в тюрьме при схожих обстоятельствах — по экономическому преступлению, совершенному её мужем.  Возможно именно успех «Всегда говори всегда» определил выбор актрисы.

Как мы видим, сценарий кинопроизведения вызывает целый ряд параллелей с другими картинами, и поэтому на сто процентов оригинальным его назвать нельзя. Этим, надо признаться, не отличается ни один современный телефильм, и сценарий «Девочки» положительно выделяется на общем фоне не только сильным сюжетом и смысловой нагрузкой, но и умелыми сценарными ходами. События в киноленте развиваются динамично, он не построен по принципу «показать все события до мелочей», как часто бывает, а отражает лишь моменты, важные для понимания сути. Сцены выстроены очень удачно, что дает мощный эффект. При этом, как это часто бывает, у картины невнятная концовка. Кино подобного содержания логично закачивать УДО и свадьбой. Свадьба в конце есть, вот только замуж выходит героиня Порошиной, а что стало дальше с Леной, вставшей на путь исправления и нашедшей своё место в жизни и свою любовь — не понятно. Ведь за 8 лет может произойти ещё много событий.  

Комментариев:
1

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Twin-m-s
1 Lykov
1 Alinka
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики