Просто русская история

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Странные настали времена… Противоречивые… Непонятные…

С одной стороны, сбылась давняя мечта русского народа. Свобода. Равенство. Братство. Эти понятия стали основным законом страны, заменив собой «попа и царя». Об этом мечтали поэты и философы. И вот, счастье пришло. А вместе с ним…

Странно, вроде бы и власть сейчас у народа. И буржуев давно прогнали. Но где же счастье? Где-то, чего все искали, чего ожидали получить через Революцию? Где смысл?

Нет, климат не изменился, земля не провалилась в адскую бездну, небо не упало на землю. Не случилось катастрофы, которую прочили многие святые отцы. Сам Серафим, бывало, говаривал: «Те, кто восстанет против того царя - погибнет». Но ведь вот они, у власти, те самые, которые извели царскую семью. И никакой Бог их не наказал. Бог… И кто видел этого Бога? Никто не видел… И чего все так переволновались?

Да, климат, погода и даже урожай остались прежними. Смешно сказать, но безбожники выполнили своё обещание и дали людям землю. Как говорит их главный начальник Ленин – такой лысый и говорливый – «НЭП – это всерьёз и надолго». НЭП – новая экономическая политика. Все уши этим НЭПом прожужжали. Но всё с ним было достаточно просто. Те, кто умел работать, теперь получали землю. И вроде бы навсегда. Вроде бы… В воздухе так и вертелось это скользкое понятие… Вроде бы всё как надо, а вроде бы и…

Люди устали от войны. Навоевались вдосыта. И с немцем, и с белыми, и друг с другом. Прошла революционная эйфория. И хотелось просто работать. А работать русский народ умел. И землю пахать, и хлеб сеять. Лодыри у русских были не в почёте. Потому и недолюбливали у нас и цыган, и евреев. Те зачастую предпочитали получать «прибыль» путём, на которые редкий русский бы решился. Да, русские умели работать. Вот и пошли все в поле. И пошло-поехало. Год от году урожаи росли, строились дома, люди богатели. Особенно толковых – а иной раз и просто жадных – крестьян по давней традиции стали называть кулаками.  Хотя не обязательно они были огромного росту с круглым пузом. Вовсе нет. Кулак мог быть ничем не лучше маленького щуплого крестьянишки. Ведь не в пузе-то дело… Дело в голове!

Если уж совсем широко глянуть, то по сравнению с царизмом мало что изменилось. Ну, ежели уж совсем честно, то не плох был этот царизм. Вовсе не плох. Всем всего хватало. Земли только… А так, и сейчас всё осталось на своих местах. Детей рожали помногу. Мужья в поле, жёны дома. Как было, так и осталось. Только храмов много порушили. И приспичило ж им! Ну, кому эти церква помешали? Теперь, чтобы ребёнка крестить, батюшку с огромным трудом искать приходится. И то, всё тайной, чтоб никто не узнал. Странно как-то.

Чудное началось недолго спустя. Только-только люди обжились, оклемались, как им р-раз – коллективизм, колхозы. Эти мудрёные слова носили достаточно простой смысл. Крепостное право. Только куда хитрее прежнего. Вроде бы все свободны – коммунизм строим. А вроде бы и… Но людей не спрашивали. И тут началось. Кулаков погнали так, что многим страшно стало. Мало кого это радовало, ой мало. И руководить этим недобрым делом – гнать честных людей – назначили всякую, простите Бога ради, шваль. Нищету, которая от того нищетою была, что делать ничего не желала. Ни в поле, ни дома. Вон, у соседей, Маша своим на Троицу блинов напекла. Аромат, аж на всю улицу! Накрыли на стол, сели и тут… Входит в избу этот, уполномоченный. Забирает все блины с собой и уходит. Маша и так, и эдак: «Уж садитесь вы, Ефимий Петрович с нами, покушайте, чайку попейте…». А тому и дела нет, взял и был таков… И везде так. Скажите на милость – зачем это?

Но дальше было ещё чуднее. Людей стали гнать так, как никогда за тысячу лет не было до этого. Может, татары так же гнали, но этого уже не помнят сейчас. А тут… Приходят, объявляют об аресте, дадут один день вещи собрать и увозят, а куда, Бог один знает. А остальных, кого много, и у кого богатства, окромя скотины не накопилось – в колхозы гнать. И попробуй поспорь, живо погрузят и увезут. Странно это…

Всякое русский народ переживал, всякое. И это переживёт! Вот и не скисали люди. Искали новых возможностей руки куда надо приложить, добро сделать. Трудолюбивый у нас народ! Лентяи не в почёте!

Колхозники, они как крепостные. Никуда из своего колхоза! Если только в бега, да тайно. А всем начальник командует, и что это за начальник? Ладно, если свой, но такое было не часто, чтоб колхоз свои, родные и знакомые возглавляли. Всё какие-то со стороны.

А кулаков гнали. Да так яро, что в ряды кулаков записывать стали всех, у кого хотя бы какая-никакая добрая изба была. И скотина. Из избы-дома выгоняли, а скотину в колхоз. И ни здрасьти, ни до свидания…

Вон, Нюрка Камышова. У неё дом был хороший! Каменный. Отец, Царство ему Небесное, строил. А он человек был хозяйственный. Много чего умел и все к нему за помощью обращались. И жила в том доме Нюрка. Муж у неё на фронте погиб, а детей не было. Так записали её в кулаки! Выгнали из дома. «Иди куда хочешь, говорят». А куда идти? Но ведь власть другое говорит, что сейчас народ у власти, что жизнь улучшается. Что же за дела делаются? И Нюрка поехала в Москву, к Калинину. Говорили, что он человек хороший, всем помогает. Попала она к нему на приём, рассказала свою историю, так и так. Калинин сказал, что такого быть не должно. Записал что-то в бумажке и обещал разобраться. И разобрался. Как только Нюрка в родное село приехала, к ней подошёл недовольный местный коммунист. Главный самый. И стал ей всякие угрозы чинить. А потом махнул рукой и ушёл. А Нюрке дом построили. Только что за дела? У неё дом был каменный, большой. А эта изба дай Бог под сарай сгодилась бы… Два оконца с одной стороны, одно с другой… Но деваться было некуда. Стала Нюрка там жить. А как утекло много воды с тех пор, и много чего прошло, Нюрка завещала тот дом своей племяннице Сашке. Там, всё же, и скотину держать можно, и огород есть. Даже два – один с одной стороны – перед домом, другой за домом. Сажай – не хочу.

Тяжко было начальникам в ту пору. Вон, Афанасий Михайлович, честный человек. Работал главой колхоза. Хорошо работал. И семья у него была большая. И дом, и хозяйство. Да вдруг, ни с того, ни с сего  - враг народа. Увезли и вскоре стало известно – расстреляли. А что случается с семьями врагов народа? Дом их по кусочкам разобрали, двор разрушили. И никуда не денешься. Не убежишь. Это тебе не татары… Говорили, что кто-то оклеветал, будто от него и семья отказалась. Но вот эти, чада расстрелянного и мать их родная, стали жить в подвале. Да-да, в подвале собственного дома! Годами там жили! Люди помогали, чем могли, но шибко положение этим не исправишь. И что ж за дела такие? Раньше, бывало, какой революционер на самого царя руку поднимет - и что? Отправят его в сибирь, а по молодости могли и амнистию объявить. Стреляли только за крайности. Семьи же не трогали, домов не рушили. А теперь, что же это такое? Старшая дочь Афанасия Михайловича работала помощницей в том самом колхозе, который её отец возглавлял. Ох и издевался же над ней новый начальник! И ругается постоянно, и толкает. А один раз на обеде, когда она ему горячий чай принесла плеснул ей кипяток прямо в лицо! Ни за что! Просто так! Роптать стали трактористы, видевшие это. А девочка в ту ночь попрощалась с матерью и убежала в город. Говорят, там она в каком-то институте пристроилась помощницей, полы мыла, помогала и никто её там не обижал. Ну и слава Богу.

Много было всего странного. Но вслух об этом не говорили. А власти говорили совсем другое. Как будто и не случалось ничего, как будто никого и не расстреливали: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Посмотрел бы я на тех, кому в эту пору весело…

Кому действительно вдоволь уделяли внимание, так это молодёжи. Их и учили, и кормили. Притесняли только детей врагов народа. Но таких было не так уже и много. Или, по крайней мере, о том старались не говорить. А вот молодёжь славила коммунистов. Почему? Да потому, что учили её этому. Не рассказывали родители своим чадам, что на самом деле творилось. А в школе их другому учили. Так они потом и остались на всю жизнь, многие из них, всё на советскую власть ссылаются, слезинку с глаз вытирая. А сами-то толком и не понимают, кого и за что хвалят. Эх, ну да ладно.

Отгремела война. Отпраздновали победу. И стали снова строиться. Вот эта всеобщая стройка, она и отвлекала людей. Или нет? Ведь и раньше, при царях, люди работали, русские любят трудиться. Но крамолы было пруд пруди. А сейчас работать ещё больше стали, да к тому ж в тюрьмы ни за что сажают. И хоть бы один… Все хвалу Ленину поют… Странно… Но нельзя было не радоваться! Разрушенная страна поднималась на глазах. Заводы, предприятия, машины, самолёты… лентяев у нас никогда не любили, но сейчас не работать было нельзя. Это преступление. За это могли посадить. Ей Богу, как рабы из книжек, которых тоже работать заставляли! Ну, ладно причитать. Всё это для будущего потомства. Мы сейчас работаем, а они буду радоваться! Ради этого и потерпеть можно! И терпели, и работали.

Да, климат не изменился, земля не провалилась в пекло. Но что-то было не так… Но на это всё меньше обращали внимания. Привыкли к этому странному ощущению. Не так. Да и те, кого раньше в школе учили Ленина и Сталина хвалить, теперь выросли. И детей родили. И теперь уже их детей этому обучали. Привыкли ко многому. И многое уже не замечали. Да и некогда было. Все сейчас работали – и мужики и бабы. И жили не в доме, а на работе. Конечно, жили-то в квартирах, кто получить успел. Только не хватало у людей времени, чтобы почувствовать свой дом. Да и как его можно почувствовать, если у тебя земли нет? Люди-то к земле, а не к бетону прирастают. Но это уже мало кто замечал.

А так, хорошо жили. И год от года всё лучше. И в тюрьмы уже не гнали, и дома не отбирали, даже скотину разрешили держать: коров, коз, кур… Но это для деревенских, их теперь насмешливо колхозниками называли. А прогрессивному горожанину было не до кур. Да, быть крестьянином, по-нынешнему колхозником, стало чуть ли не равным быть дураком. Вот и стали люди в города переезжать. Да на заводы устраиваться. Благо, много их стало, заводов.

А так, всё было так же, как и прежде, и детей рожали, и крестили. Хотя и тут не без странностей. Дети. Раньше их рожали столько, сколько Бог даст. Обычно хорошо до пяти чад считалось. Редко у кого больше было. Тяжко их растить столько, но весело. Не заскучаешь! Ведь от детей не одни лишь какашки, от них и радости немерено! А сейчас будто забыли о радости. Стали одни какашки замечать. Вот и рожают одного, двух, реже трёх и всё. Да повадились детей во чреве убивать. Ссылаются на тяжкую жизнь, ещё на чего-то… Но какая ж у тебя жизнь будет, когда ты собственных детей убиваешь? Сладкая? Но не замечали этого и не думали об этом. Многого теперь не замечали.

Так и церква. Много их порушили! Под клубы отдали. Глупая молодёжь ничего не понимая толпами валила в эти клубы, кто в кино, кто потанцевать. Но Бог милостлив. Ведь в храме танцевали. И, видно, кого надо Он себе находил. Так, несмотря на запрет, люди стремились окрестить своих детей. Не просто это было. Но вполне возможно. Тайком крестились, тайком венчались.

Да, много порушили церквей. Люди обычно с этим соглашались. Находились и активисты, как они себя называли, лезли на колокольни, сбрасывали колокола, иконы портили. Так и хотели они перед властью безбожной пошарковать, а заодно показать, что Бог им ничего не сделает. Но у многих из тех смельчаков жизнь трагически кончалась, сейчас об этом забыли, но было это. И многие потом тайно и слёзно каялись. Многие. Но бывало и не так. Вон, в тамбовской губернии, сейчас она область, есть село Темяшево. И храм в нём. И не дали местные закрыть свой храм! Милиция приехала, грозит священника арестовать, а люди вышли, кто с косами, кто с вилами. И так напугалась милиция, что уехала восвояси. Нашёлся и активист один, зелез ночью и сбросил колокол. Тут же выскочил народ, поймал того активиста, да так ему навалял, что ему на всю жизнь хватило. И, говаривали, всю жизнь у него потом одни несчастья случались. Покоя ему не было. Да, и такое было.

Хорошо жили, слава Богу. Хоть и очереди были за хлебом, но всего хватало. Никто не жаловался. Правда, много пили.

Но что странно, люди работать разучились. Вроде бы и заводы, и колхозы,  учат всех. А работать не хотят. Диво-дивное! Русский ж человек от веку трудолюбивы был, а теперь что? Всё через неохоту, всё спустя рукава… Странно это, раньше ведь никого не учили и все умели, а сейчас все учат и никто толком ничего не может. Чему ж учат их?

Хорошо жили. И квартиры у многих, и деньги накопились. И телевизоры себе купили. И телефоны поставили. Вроде бы хорошо, а вроде и… как-то странно. Перестройка. Давно к этому привыкли, что много власти говорят, но мало делают из того, что говорят. Вот и здесь, мало кто обратил на это внимание. Кроме только молодёжи, те как обычно махали руками тому, чего сами толком не понимали.

И тут случилось… Валентина Петровна, вон, с мужем в Казахстане жила. На заводе работала. Квартира своя в четыре комнаты была.  Троих детей воспитывала. Двое сыновей выросли, уехали кто куда. А дочка младшенькая с ними осталась. И тут началось, мирные до того казахи стали гнать русских. Сами толком ничего не делают, а на заводы придут и всем работать мешают. Нет, раньше такого не было. Раньше и русский и казах на равных были. Но тут - спали прям по среди завода, ничего не делали. А один раз, один казах сказал Сергею, мужу Валентины: «Завтра мы будем русских убивать». Предупредил. И решили уехать Сергей с Валентиной из Казахстана. Ведь денег они  накопили. Честным трудом.  Как и многие тогда. Много чего купить на них можно было, но люди ничего не покупали, копили. Правда и покупать-то было особо нечего. Очереди на всё были. И тут объявляют по телевизору. «Вот это тенге, один тенге равен…», чему он там был равен не помню точно, что ли 100 рублям. Важно, что раньше на эти 100 рублей можно было хорошую мебель купить, а сейчас на этот тенге едва ли килограмм творогу. Русских обижали. Хотя эти русские и построили весь Казахстан, казахи-то, они народ степной, они по нраву городов и промышленности не строят. А тут сколько в Казахстане городов выросло! Одна Алма-Ата чего стоит? Гнали русских. Как супостатов, которые разорили родную страну. Вот и уехали Сергей с Валентиной в Россию.

А там их никто не ждал. Одно хорошо, в России одни русские, никто убивать не станет. Но почему для русских всё так же тяжело в своей родной стране. На те рубли, что они накопили, смогли купить лишь полуразбитую избу. А ведь раньше на них целую квартиру хорошую купить можно было! Но, деваться некуда. Жили там, где Бог послал. И вроде ничего, прижились. Тяжко, конечно. Денег не хватало. И странно как-то. У одних денег было «целый мешок», у других же ни копейки. Одно хорошо, в тюрьмы за так теперь уже никого не увозили, но о тех временах уже все забыли тогда. А по сравнению с заводами и квартирами, что были совсем недавно, условия стали, конечно, не самые.

Но куда же делись заводы? То, что строили для счастья будущих поколений рухнуло за час! За пять лет, если уж совсем точным быть. Те же предприятия, что остались, морили собственных работников голодом. Это раньше ты, что посеешь, то и пожнёшь. А сейчас, что заплатят, на то и проживёшь. А на что жить если ничего не платят? Месяцами? А земли ни у кого нет, да и работать на ней давно разучились.

Странно это, как вдруг все стали дружно власть ругать. Раньше хоть бы один, но и того все во штыки, а сейчас… Вот власть всё и порушила, и разрушила. Только не понимали люди, что в стране, где победил народ, они сами власть. И за всё, что творится в этой народной стране, это они, люди, за это ответственны. Раньше за всё царь отвечал, а теперь люди, народ. Но не понимали этого. И ждали от власти каких-то подачек. Странно, ругают, но ждут подачки, сами же ничего не делают. Испокон веку русский работать умел, а сейчас, что же это такое?

Но и то пережили. Вскоре стали многие себе машины покупать. Жизнь потихоньку стала налаживаться. И больше тому способствовал не народ, а власть, которую все теперь ругали. Ругали, а потом шли в магазин, именуемый салоном и покупали автомобиль ценою в пол миллиона рублей. Садились за руль, ехали по дороге и продолжали власть на лево и направо поливать.

Хорошо живём, не плохо. Но странно как-то. Много есть всего, чего многие просто не замечают. То, чего стоит заметить. И главное среди этого, если разобраться, что такое случилось с нами за последние 100 лет? А как разберёмся толком, так глядишь и жить станет лучше и веселее.

Комментариев:
10

  • 13.07.2016 12:01:39
    Очень интересно. Спасибо.

  • 12.07.2016 15:01:24
    Сейчас мало кто держится вместе или старается держатся вместе. Практически каждый сам за себя. Из-за чего складывается такая ситуация? Может быть недоверие друг к другу? А может быть это ложь, предательство, корысть? А может быть кто-то с кем-то дружит, живет, общается ради чего-то, а не ради помощи?

  • 12.07.2016 12:39:04
    Куча умозрительных вопросов на недостоверных основаниях )))) Смысл?

  • 10.05.2016 20:04:59
    И вам того же!

  • 10.05.2016 19:10:30
    Я назвала бы Ваше произведение не просто "рассказ", а " рассказ-размышление". Вряд ли кто даст однозначный ответ на вопрос "Почему так?". Грустно. Но читать Ваш рассказ приятно, потому, что чувствуешь, что автор - человек не равнодушный. Успехов Вам!

  • 17.04.2016 16:27:33
    Спасибо. Хотя, кажется, получился не рассказ, а что-то другое.

  • 17.04.2016 11:35:30
    Потрясающе. Интересный рассказ.

  • 02.03.2016 11:57:23
    Ну а работать... Антон, работать то умеем:) только учат нас совсем не работать:) Работать по разному можно. Можно торчать сутками в офисе или на заводе толком ничего не делая и по ходу ничего не понимая. А можно, например, своим делом заниматься. Так вот, нас учат работать на кого-то, в то же время мы совершенно разучились работать на себя. Земли в России пустуют. А ведь земля одно из важнейших богатств. Раньше все умели и пахать и сеять, а сейчас никто. В чём дело?

  • 02.03.2016 11:54:28
    так держаться вместе невозможно, если нет власти:) Какой стимул держаться вместе без власти? Не всё плохо. Плохо то, что не уважаем свою страну.

  • 02.03.2016 11:14:26
    Быть может причина того что у нас все плохо, не в том что мы не умеем работать. А в том что мы не умеем держаться вместе пока над нами никакой серьезной власти нет.

Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики