Урок Звезды. Анна Павлова - балерина от Бога. Краткая биография Анны Павловой. Умирающий лебедь, который будет жить вечно!

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Как часто мы живем шаблонами, бессознательно взятыми на себя, натянутыми, как неподходящий по размеру свитер, на свою собственную жизнь. В рамки этих вездесущих клише мы пытаемся втиснуть себя, свою неповторимую индивидуальность. Нам кажется, что поступить можно только «так и не иначе» – ведь, как нам кажется, «так и никак иначе» поступают все вокруг. И мы мучаемся, не понимая, почему мы – не мы, и куда исчезает из нашего существования собственно жизненное ощущение…

Для того чтобы быть балериной, Анна Павлова была одарена всем. У нее был прекрасный музыкальный слух, чувство ритма, развитость художественного восприятия и воображения, пластичность. Одно лишь терзало ее душу: телосложение у Павловой было чересчур хрупкое.

Это сегодня, не без влияния, кстати, героини нашего рассказа, балет отождествляется с легкостью и полетом. Не так было во времена учебы Анны в Императорской балетной школе в Петербурге. Тогда признанным идеалом считались итальянские балерины, которых отличали жесткая форма танцевальной техники и крепкая мускулистость. Худенькая, «воздушная» фигурка Павловой сюда явно не вписывалась…

Как быть дальше? Бросить балет? Для девушки, которая еще в восемь лет решила связать свою жизнь с танцем, такого варианта просто не существовало. Да, она не подходила по «внешнему признаку», но ведь и жить без искусства она не могла! Внутреннее призвание и внешнее мнение столкнулись в сердце Анны в жестокой схватке, и трудно сказать, что сталось бы с юной балериной, если бы не пришла неожиданная помощь.

В старших классах педагогом Павловой становится Павел Андреевич Гердт. Он, в отличие от своих коллег, не стал конфузиться по поводу «неподходящего» сложения талантливой воспитанницы. Заметив однажды, что Анна пытается выполнить силовые упражнения для ног, он с твердостью сказал ей: «Предоставьте другим акробатические трюки. То, что Вам кажется Вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее Вас из тысяч других».

Что же это за редкое качество, открывшееся Гердту и оставшееся незамеченным как для самой Павловой, так и для ее остальных учителей, которым отказать в опыте, как и Павлу Андреевичу, было тоже нельзя? Уникальная грация, непревзойденность в выявлении поэтической сути роли, индивидуальность эмоциональной окраски танца – все это до Павловой было просто не востребовано, и до Павловой в танце этого вовсе не существовало. Павлу Гердту и Анне принадлежит честь рождения нового балета – балета духа.

Особым смыслом наполняются все сценические образы «Аннушки». Такие обычные и ставшие привычными Флора и Никия, Жизель и Пахита, Китри и вообще все сыгранное – нет, прожитое Павловой на сцене перестает узнаваться. Персонажи начинают сходить с подмостков прямо в сердце зрителя, захватывают его самоощущение и помещают весь зал в общее с событиями танца действо… Потом будет специально написанный для нее «Умирающий лебедь» и своя собственная труппа, но везде другой Павловой, Павловой как обычной балерины не было и нет…

Вот что пишет в своих воспоминаниях о дягилевских Русских сезонах в Париже 1924 года их непосредственный участник танцор Сергей Лифарь: «Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного - той не человеческой, а божественной красоты и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле...»

***

Сократу как-то раз ученики задали вопрос: «Учитель, скажи нам, в чем смысл жизни?» Мудрец молча указал им на фронтон великолепного храма Артемиды, мимо которого лежал их путь. На фронтоне крупными буквами по-гречески были выведены слова: «Познай себя». Только так, через познание самой себя, звезда нашего отечественного и всего мирового балета Анна Павлова обрела полный Смысл и, не променяв своей особости на мелочность мнений, смогла донести до человеческих сердец откровение Чистоты и Совершенства. В этом – урок…

Комментариев:
4

Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики