У края тишины

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А

П о й м а й    к о т а !


Фото статьи

В Божьем храме как-то тихо даже во время службы. Поёт ли церковный хор, молится ли священник у Царских врат, или только свечи потрескивают у святых икон, –  всё равно вокруг тишина. Она стекает по склянкам лампад, повисает в воздухе белым дымом тлеющего ладана. И это не столько тишина сама по себе, сколько полное отсутствие всякой суеты. Отсутствие внешнего мира, бьющего по глазам, по нервам. Ты делаешь шаг из этого мира, в сторону, в тишину – и оказываешься один на один с собой, можешь заглянуть в себя, как в зеркало, и с неожиданной мукой обнаружить то, что, возможно, много лет неосознанно раздражало и не давало покоя. Ощутить пульсирующую тоску, мёртвую душевную пустоту…

Наверное, неслучайно эти мысли пришли мне в голову именно здесь, в заново отстроенном Таганрогском храме святителя Николая. Здесь, где так явно, почти осязаемо, переплетено прошлое и настоящее, боль и надежда, поражение и подвиг человеческой веры и любви.

Это удивительный храм, с уникальной и долгой историей. Строительство его началось в 1777 г. в морских кварталах города по ходатайству главнокомандующего Азовской флотилией контр-адмирала Фёдота Клокачёва. По преданию, место для воздвижения храма выбрали то самое, где стояла палатка Петра Великого, когда он впервые прибыл в Таганий Рог. Во время Крымской войны, почти через 80 лет после освящения, Свято- Никольский храм был обстрелян с вражеских кораблей объединённой эскадры. Противник, видимо, намеревался полностью уничтожить русскую святыню. По зданию церкви им было выпущено около 10 тысяч снарядов: разрывных и зажигательных бомб, боевых ракет, гранат и картечи. Однако храм выстоял и лишь застрявшие в южной стене осколки ядра остались свидетелями той жесточайшей бомбардировки… А не повезло, можно сказать, храму в следующей войне: в 1941 г., в период оккупации города гитлеровскими войсками, его деревянная часть полностью сгорела. Но более всего пострадал храм в 1957-ом, во время хрущёвских гонений, когда властями были взорваны верхние ярусы колокольни, чудом пережившие до этого две эпохи и четыре войны, включая гражданскую.

Новейшая история Никольской церкви началась в 90-х годах прошлого века, и началась она со строительства здания храма и восстановления полуразрушенной колокольни. Теперь всё это – памятник истории и культуры XVIII в.

Однако широкую известность храму принесли  не исторические события и не выпавшие на его долю испытания, а обретение чудотворных мощей православного подвижника XIX столетия блаженного старца Павла Таганрогского (Стожкова), прославленного в лике Святых в 1999 г. (через 120 лет после кончины).

Поклониться святому, проникнуться духом его удивительной жизни – для этого я и приехала в эту небольшую старинную церковь. В одной из своих книг архимандрит Тихон (Шевкунов) размышляет: «Мы можем быть мертвецами духовными, но святые – совсем не мертвецы». Они и после своей физической смерти продолжают таинственным образом влиять на нас – через иконы, через написанные ими книги, через нетленные мощи. Они продолжают жить, продолжают молить Бога о нас, грешных, об искалеченных наших душах.

Я стою в центре храма перед большой иконой старца Павла: благородные, утончённые черты лица; ясные, светлые, будто светящиеся глаза; строгий спокойный взгляд, и – тепло, участливое тепло неравнодушного к тебе человека. Вдруг, в порыве внезапно охватившего меня неизведанного ранее чувства, низко склоняюсь перед иконой и шепчу: «Спасибо! За то, что принял. За то, что понял. За то, что помог понять».

А в это время в храме начинается самое главное – то, ради чего приезжают сюда из столиц и далёких деревень России, из ближнего зарубежья. Священник, помолившись, открывает раку с нетленными мощами. На лицах многих сияют улыбки: ведь приложиться к ним – всегда чудо, почти таинство, встреча. С некоторым волнением и долей торжественности я тоже подхожу к раке.

Сегодня, как и при жизни старца, идут к нему люди всех сословий: простые трудяги и  предприниматели, учителя и врачи, служащие, чиновники, военные… Идут, как и прежде, ища молитвы, покаяния, утешения, помощи. И батюшка Павел помогает. Каждому – по вере его.

Немного сведений и, тем более, подробностей, сохранилось о жизни старца. Она не отличалась яркими событиями. Но слава о вере его и делах, о его подвижничестве и любви к людям распространилась далеко за пределы Таганрога.

Павел Павлович Стожков родился 8 ноября (по ст.ст.) 1792 г. в семье богатого черниговского дворянина. В раннем возрасте, ещё будучи подростком, заявил отцу о своём желании оставить мир и послужить Богу. Но осуществить своё намерение смог лишь в 25 лет, когда отец, уступив-таки сыну, благословил его на этот путь. Получив наследство, молодой человек оставил дом, а накануне, наверняка под насмешки и недоуменные перешептывания современников, выдал «вольные» своим крепостным, роздал земельные угодья...

Почти 10 лет ходил он по святым местам – храмам, монастырям, –  а в конце 30-х годов XIX века поселился в Таганроге – тогда небольшом  уездном городишке. Населявшие город рыбаки и торговцы вскоре обратили внимание на странного чужака: доброго, спокойного, и аскетично отвергающего радости мира сего. Тяжёлый труд, пост, молитва и милостыня – вот чем ограничивалась его жизнь. Любил ходить в храмы, стараясь не пропускать ни одной службы (по месту жительства он был прихожанином Никольской церкви). Видя такое непоказное благочестие, люди потянулись к старцу Павлу за помощью и советом, потянулись в поиске истины, понимание которой угадывали они в этом необычном человеке.  

Павел Павлович жалел всех сирых и немощных: кого-то он выручал из беды, других исцелял, третьих приводил к Богу и спасению. У старца было много учеников, и учил он их тому, что хорошо умел делать сам: труду, молитве, постничеству, добрым делам, послушанию и доверию Божьему промыслу.

Скончался Павел Павлович 10 марта (по ст.ст) 1879 г. Сразу по преставлении у тела его, а потом и на могиле стали совершаться многие чудеса, ими Господь прославил и продолжает прославлять Своего святого.

Вопрос же церковного прославления поднимался не один раз, начиная с 1906 г. Однако дело это двигалось медленно, а в 1917 вообще было прервано революционными событиями. В последующие годы сбор документов о Павле Таганрогском затруднялся потерей архивов: часть из них была уничтожена, часть оказалась за пределами страны. И всё же кропотливый и многолетний труд – поиск и восстановление документов – был завершён: 20 июня 1999 г. чудотворные мощи старца торжественно перенесены в Свято-Никольский храм, а имя его причислено к сонму Святых. До этого дня тело Павла Павловича покоилось на Старом кладбище города, куда люди не переставали ходить даже в 20-е годы прошлого века, когда церковь подверглась страшным гонениям. В часовенке над могилой служили панихиды, возжигали свечи, там всегда стояли живые цветы.

Не гаснут лампады и в келии Павла, расположенной недалеко от Никольского храма, – в домике, где старец провёл значительную часть своей жизни. По установленному батюшкой правилу, все приходившие к нему должны, прежде чем переступить порог, сотворить Иисусову молитву. Вот и я, мысленно помолившись, вхожу в узенький дворик… Удивительное чувство причастности к чему-то великому, неземному, таинственному! Как будто оказалась на границе двух миров. И чудится: вот сейчас сделаю шаг, войду в этот низенький, вросший в землю домик, – и окажусь в ином измерении, в  мире, где, точно знаю, меня ждёт что-то неведомое, непостижимое, согретое любовью и светом. И я делаю этот шаг.

Почти всё здесь осталось как при жизни старца: иконы на стенах – большие и маленькие, старинные и не очень, горящие свечи и лампады у образов, лавки у стен и под крохотными оконцами. Здесь не собирается по углам музейный холод и не витает под белёными потолками пыльный дух исторических свидетельств – здесь тепло и уютно, будто хозяин только что вышел во двор за ведром воды.

В той комнате, где по обыкновению старец принимал посетителей, несколько человек поют тропарь Павлу перед его иконой. Святой смотрит из-за стекла на поющих, а в руке – будто приготовленная для них – большая просфора. Старец с великим почитанием относился к святыням Евхаристии.

Здесь же у стены – лавка, на которой Павел Павлович проводил всего несколько коротких ночных часов, прежде чем снова стать на молитву. Для верующих эта лавка – тоже святыня, а по молитвам батюшки – святыня чудотворная. Считается, что если помолишься сидя на ней, горячо и искренне,  получишь ответ на своё прошение, получишь и помощь по молитвам св. бл. Павла от Господа.

Сила молитв старца Павла и сила его любви к людям давно известна и за пределами России. Раньше поклониться ему приезжали паломники из Украины. Теперь же оттуда – всё больше беженцы (только в одном Свято-Никольском храме ежедневно получают помощь несколько десятков человек, бежавших от гражданской войны на Донбассе). Таганрог – приграничный город, в последний год испытавший на себе всю тяжесть своего статуса. Но именно здесь, у святых мощей Павла Таганрогского, каждый день стираются грани и границы, – не с географической карты, но с душ и сердец людских; стираются единой молитвой, единой болью, единой любовью: человеческой и Божьей. И только испытав эту Любовь на себе, пропустив её через себя и отдав ближнему своему, мы обретаем тишину. Ту самую. И тогда начинает заполняться пустота.


Я ПОЙМАЛ КОТА!!! А ВАМ СЛАБО???

Логическая игра: нужно окружить кота, нажимая на круги, чтобы он не убежал с поля! Если не получилось - игра начнется заново.



Комментариев:
5

  • 23.08.2017 14:45:14
    даже у тишины бывает край

  • 21.08.2017 21:16:48
    Автор - браво!! Очень поэтичная статья. И вместе с тем познавательная. Про тишину верно. Нам всем ее не хватает. Мы оглушены шумом отовсюду. И даже САМИ стараемся себя оглушить - телевизором, музыкой в наушниках. Только чтобы не думать..А церковь - это место, где можно в тишине подумать, заглянуть в себя. Даже если что-то и не понравится. Побыть наедине с собой и с Богом.

  • 20.08.2017 04:47:05
    интересна история любого города

  • 16.08.2017 09:20:55
    Да, интересный город. С интересной историей.

  • 15.08.2017 17:31:44
    В Таганроге многое делается с целью сохранить наследие. В целом православная духовная традиция имеет важное значение для культуры и истории города.
Оставить комментарий
Топ 5 авторов
Ник
33 Lykov
26 Elro
26 Rajskij_Roman
15 Venera
12 YagodkinAnatoll
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики