Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Осторожно, двери закрываются. История метрополитена: Россия и мир

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

«Осторожно, двери закрываются! Следующая станция Проспект Мира». Двери вагона метро стали мягко закрываться, под аккомпанемент шипящего привода. В вагон на полном ходу сквозь почти закрывшиеся двери запрыгнул пассажир. Поезд загудел, слегка дёрнулся. Поехали!

Очень многим приходится каждый день наблюдать примерно подобную картину. Поезд мчит по тёмному тоннелю и в этот момент иногда напрашиваются мысли-вопросы, а что такое метро, когда его построили, как, интересно, в других городах?

Первое в голову приходит очевидное: метро – это поезд, тоннель, подземные станции, платформы и много-много проводов, кабелей и прочего электрооборудования. Но, когда начинаешь вспоминать, где ещё есть метро, кроме Москвы, то как правило останавливаешься на Санкт Петербурге, да, может, вспомнится, что метрополитен вроде есть в других крупных городах. На этом мыслительный процесс заканчивается. «Дров» для дальнейшего мышления явно недостаточно. Да и выходить скоро пора.

Попробуем немного разобраться и «пройтись по метрополитену» разных городов, не вдаваясь, однако, в какие-то особые технические тонкости. Итак!

7, эта цифра имеет некоторое символическое значение. Столько дней в неделе, за столько, согласно Библии, Бог сотворил жизнь и человека. Столько же городов, обладающих своим метрополитеном можно насчитать в России. Перечислим города: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Новосибирск – три, Екатеринбург – четыре, Нижний Новгород – пять, Казань – шесть и Самара – семь. Города перечислены в соответствии с годовой загруженностью метро, как уже понятно, по убыванию, от самого загруженного к наименее загруженному.

Есть ещё так называемый «Скоростной трамвай» (СТ) в городе Волгограде, в котором некоторые участки движения проходят под землёй. И который в перспективе несложно переоборудуется в метро при необходимости, конечно. И ещё есть три нереализованных проекта метрополитенов: Омск, Челябинск и Красноярск. Кроме того, сравнительно недавно появилось заявление о планах постройки метро в Воронеже. Если приплюсовать эти города, в которых потенциально может открыться метрополитен, то получится тоже символическая цифра – 12.

Ну, теперь по-порядку.

МоскваМосковский метрополитен. И много же шуму было от желания открыть в Москве движение под землёй! Проекты существовали ещё со времён русского царя-освободителя Александра 2. Ближе к началу 20 столетия, проекты метрополитена в Москве становились всё более проработанными и реальными. Наконец, в 1911 году само государственное учреждение, отвечающее за транспортное сообщение в Москве утвердило проект метрополитена, который должен был состоять из 2-х веток, одна из которых, если не ошибаюсь, пересекала Москву с севера на юг. Но из-за начавшейся вскоре первой мировой войны проект так и не удалось реализовать. А потом революция, гражданская война. Правительство большевиков так же желало улучшить транспортную обстановку в столице. На тот момент имеющиеся в наличии и действии трамваи были очень сильно перегружены. В 1923 году новый проект московского метрополитена разработала немецкая компания Siemens. Вот как здорово! Всего-то лет 5 назад воевали с немцами, а тут им проекты заказываем. Всё дело в том, что страну на тот момент покинули практически все толковые и не очень инженеры, учёные и прочие «технические элиты». В избытке оставалась только малоквалифицированная рабочая сила. Но такие никогда особо не ценились.

Немецкий проект включал в себя, если не ошибаюсь, до 3-х линий метро и около четырёх десятков станций. Проект немцев, как это пристало немецкому народу, был чётким, рациональным и весьма проработанным. Но денег на реализацию уже не нашли (к тому моменту почти всё золото Российской Империи осело в европейском и американском банках, да к тому же большевики имели приличный долг перед немцами за проигрыш Россией войны и революцию в оной). Так что счастливым пролетариям ещё долго пришлось пользоваться изношенными трамваями.

Следующий проект был предложен после какого-то съезда и какого-то доклада, какого-то Лазаря Моисеевича Кагановича, который, вроде как, имел должность 1-го секретаря московского горкома партии. Что это такое и с чем это едят – не знаю. Какое-то должностное лицо, так понятнее! Непонятно только, что именно послужило толчком. Возможно начавшийся процесс массовой индустриализации. Но проект метрополитена был очень быстро принят и менее чем через два года по Москве проехался первый поезд метрополитена.

15 мая 1935 года открылась первая ветка московского метро, которая сейчас именуется «Сокольническая линия» и носит гордый красный цвет. А так же для понятности обозначается цифрой 1. Эта первая линия имела в длину 11 с небольшим километров и 13 станций, опять символичность! Цифра 13 как правило считается неудачной. И относительно Москвы, точнее московского метро, это небезосновательно.

Дело в том, что Москва находится в районе с очень нестабильным грунтом. Много подземных вод. Всё это создавало и создаёт реальную опасность обрушения. Так что, чтобы построить в Москве метрополитен, надо было очень постараться.

Решение предложил некий инженер Маковский В.Л. Тоннель глубокого заложения – таков был рецепт частичного решения «грунтовой проблемы». Само по себе понятно, что сделать это «глубокое заложение» не так просто. Особенно с учётом того, что в начале 30-х годов 20 века не было каких-то «супер машин». Но сделали ведь! И работает! Участок глубокого заложения находился, видимо, и сейчас находится между станциями «Охотный Ряд» и «Площадь Дзержинского». Хотя последней станции уже не существует, переименовали, наверное.

Кстати, поговаривают, что под Москвой не только нестабильный грунт, но и целый водоём! Причём его границы почти совпадают с границами Москвы внутри МКАД, а глубина водоёма больше ближе к центру столицы. И, якобы, толщина слоя, отделяющего поверхность от воды в центре города не превышает 400 метров. Это с учётом того, что метро проложено примерно на 100 метровой глубине. Если данное утверждение относительно «подземного моря» верно, то при средней силе удара, например, от взрыва приличного снаряда в метро, может произойти обрушение города в воду. Частично на правильность этой версии указывают два факта – Гитлер планировал разрушить Москву и затопить её водой, это раз. И, недавно, года 4 назад, президентом Дмитрием Медведевым было принято решение о расширении границ Москвы почти в 2 раза. Причём к Москве присоединялись южные территории, по площади почти равные «старой» Москве. Для простого обывателя эта меры кажется мало вразумительной (было много выпадов в сторону правительства о ненужности и непонятности этого решения). Но, если предположить, что почти вся Москва в пределах МКАД из-за некоторых неприятных обстоятельств может оказаться под водой, то становится очевидна польза данного действия. По крайней мере часть города останется. Да, может, ничего такого нет, и не будет. Но лучше перестраховаться. Хуже не станет.

Но вернёмся к метро. Знаете, не понимал, о какому принципу линии московского метрополитена обозначаются цифрами. Иной раз идёшь по какой-нибудь станции и видишь на полу, например, серый кружочек и внутри цифра 9. И стрелочка, которая указывает направление. Непонятно. А потом до меня дошло – цифры линий соответствуют периодичности введения в эксплуатацию! То есть, 1-я линия – Сокольническая, 2 – Замоскворецкая, 3 – Арбатско-Покровская, 4 – Филевская, 5 – Кольцевая, 6 – Калужско-Рижская, 7 – Таганско-Краснопресненская, 8 - Калиниско-Солнцевская, 9 – Серпуховско-Тимирязевская, 10 – Люблинская и 11 – Каховская. А 12 и 13 – это третий пересадочный контур и Кожуховская. Хотя, кажется, они ещё не построены. Есть ещё лёгкое метро и монорельс. Итого, когда мы видим какую-то цифру в метро, которая относится к линии, то по её значению можно понять, едешь ли ты по старинной или по современной ветке. Надо понимать, что ездить на первых 3-х линиях наиболее престижно! Как никак – это историческая основа всего метро Москвы!

Кстати, за почти 80 лет эксплуатации московский метрополитен не работал только один день! Это было 15 октября 1941 года, когда сам товарищ Каганович, чьим именем изначально и было назван метрополитен, дал чёткое указание немедленно взорвать метрополитен, а вагоны и оборудование вывезти. Таков был страх перед наступающими немецкими войсками. И этот страх с верхов перешёл на низы. В городе началась паника. Впрочем, по какой-то причине метро так и не взорвали, более того, немцы так и не взяли Москву, не смотря на то, что по мнению многих советских начальников это событие было неминуемо. Кстати, за время войны в московском метрополитене родилось аж 217 детей! Здорово!

После окончания войны московская подземка продолжила своё развитие. И мало-помалу разрослась до таких размеров, что даже страшно становится! Сегодня московский метрополитен на первых местах в мире по количестве пассажиров метро в сутки и годовому потоку пассажиров.

А ведь Москва не самый большой город, сравнительно, конечно. Это говорит о том, что москвичи очень любят своё метро и с радостью пользуются им. Говорят (пишут), что на метро приходится до 51% всего пассажиропотока Москвы. А за сутки московский метрополитен перевозит от 7 до 9 миллионов человек! Если пересчитать это как «туда-обратно», то ежедневно метрополитеном пользуется около 4 миллионов человек. Это не так много, с учётом того, что население Москвы уже давно больше 10 миллионов. В годовом же исчислении пассажиропоток составляет около 2,5 миллиарда человек! Знаете, что интересно? А то, что в начале 2000-х годов этот показатель составлял порядка 3,2 миллиарда! То есть метро пользовались почти на 800 миллионов человек в год больше или примерно на 2 миллиона человек в день.

Знаете, где точка отсчёта? 2004 год. В том году метро перевезло порядка 3 миллиардов и 200 миллионов человек. А в 2005 – 2 миллиарда и 603 миллиона… Это что ж такое! Почему только за один год от метро отказались почти 600 миллионов человек?! Ответ прост – теракты. Не помню в каких месяцах, но в 2004 году последовательно произошел ряд взрывов. Два в метро. Один в вагоне между станциями Автозаводская и Павелецкая, где, говорят, смертник взорвал на себе взрывчатку эквивалентную 4 килограмма тротила. Тогда погиб 41 человек, не считая террориста. Около 250 ранены и не очень много напуганы. А позднее произошёл взрыв на станции рижская. Тут же действовала женщина. Что интересно, взрыв на Рижской был за день до событий в Беслане (захват школы). Так что, о теракте в метро достаточно быстро забыли, так как его задвинуло более страшное событие. В этом же году произошло два теракта в самолётах России. Создаётся впечатление. Что некие деятели стремились толи привлечь к себе много внимания (теракты шли один за другим), толи максимально напугать людей. Результат налицо – от метро отказалось больше 1.5 миллионов человек. Но был и другой эффект, примерно с этого времени стали с особой подозрительностью относится к людям с Кавказа. Знаете, иной раз молодые люди так пытаются обратить на себя внимание девушки – тыкают её, дергают, нервируют, а она им просто нравится. Навряд ли Россия нравится организаторам терактов, но то, что она для них небезынтересна – факт. Вреда такие взрывы по факту приносят не так много – люди страдают, но при этом появляется ярко выраженная неприязнь к некоторым народам. Такое впечатление, что террористы вредят не столько русским, сколько этим самым небольшим народам, которые, несомненно, очень тесно связаны с Россией. И ещё не известно, как они будут жить без неё. Впрочем, отвлёкся.

Помимо большого пассажиропотока, московское метро отличается уникальным дизайном некоторых станций (например, станции Комсомольская). В отличии от Европы, где дизайн метро было принято делать в лаконичном стиле, московское метро имеет ярко выраженный «профиль», стиль. Колонны, рельеф на стенах, красивый сводчатый потолок и так далее.

Наконец, озвучим некоторые технические данные московского метро. Общая длина всех линий в двухпутном исчислении (я так понимаю, считается только в одну сторону) составляет 327.5 км. В московском метрополитене 196 станций, 12 линий. Про пассажиропоток уже говорилось, но повторю, что за сутки метро пропускает от 6.8 до 9.6 миллиона человек, а за год около 2 миллиардов 491 миллиона человек.

Санкт-ПетербургПетербургский метрополитен. Был открыт 15 мая 1955 года. Грунты Санкт-Петербурга не менее капризные, чем московские. Потому потребовалась очень большая глубина заложения. Например, станция петербургского метро «Адмиралтейская» находится на глубине 86 метров, а глубина некоторых перегонов достигает 95 – 100 метров. Для того, чтобы метро в Питере состоялось использовали много новых технологий, в том числе по заморозке грунта. Но даже не смотря на эти старания. Метро периодически подтапливало, размывало. Иной раз дело доходило до затопления целого участка, совсем как в фильме катастрофе «Метро 2014». Однако, по официальным данным никто не пострадал. Общая длина линий петербургского метрополитена составляет 113,6 км - это 5 линий, на которых расположено 67 станций. Пассажиропоток петербургского метрополитена за день составляет 2.1 миллиона человек, а в год – 771.9 миллиона. Население города составляет 5 с лишним миллиона человек. Так что популярность метро у ленинградцев не так высока, как у москвичей. С другой стороны, местное метро не будет забито до отказа, что весьма приятно! Кстати, стоимость проезда в метро Петербурга также ниже московской. Жетон на 1 поездку стоит 31 рубль. Видимо, стоимость проезда по пластиковой карте ещё ниже. В Москве же разовый проезд оценивается в 50 рублей, а по карте – 30 «единиц».

НовосибирскНовосибирский метрополитен. Является самым восточным метрополитеном в России и первым (и единственным) метрополитеном за Уралом в Сибири. Открылся 28 декабря 1885 года. На данный момент общая длина линий составляет 15.5 км. 13 станций, которые расположены на 2-х линиях. Пассажиропоток за сутки и год соответственно 240 тысяч и 87.7 миллионов человек. Из-за своего географического расположения новосибирский метрополитен считается самым экстремальным в мире, так как средние температуры в метро могут быть ниже 0. Для города населением 1 миллион 567 тысяч человек суточный поток пассажиров в метро (240 000) явно мал. С другой стороны, как и в Питере, давок тут не увидишь. Стоимость разового проезда по жетону 20 рублей, по карте – 19.

ЕкатеринбургЕкатеринбургский метрополитен. В городе святой Екатерины проживает 1 миллион 428 тысяч человек. Так что и метро тут вполне уместно. Годовой пассажиропоток здесь составляет 52.4 миллиона человек (2% от московского, хотя население относительно московского составляет 10%). В сутки же через метро проходит 143,6 тысячи человек. У екатеринбургского метрополитена большие планы развития. Планируется сформировать подобие треугольника в центре города из линий метро. Увеличить протяжённость линий до 40 км и построить 39 станций.Кстати, открыто екатеринбургское метро было 25 апреля 1991 года.

Нижний НовгородНижегородский метрополитен. Или, до недавнего времени, Горьковский. Был открыт 20 мая 1985 года. Город не маленький – 1 миллион 200 тысяч человек. Всё это население обеспечивают 2 ветки метро с 14 станциями. Общая длина всех линий составляет 18.9 км. В Нижнем среди подземных станций есть одна и наземная «Буревестник». Стоимость проезда составляет 20 рублей, причём жетоны метро Нижнего Новгорода и Петербурга взаимозаменяемы. То есть, купив жетон в Горьком, можно по нему прокатиться на питерском метро. А, так как цена на метро в Нижнем ниже, то и наметился «отток капитала». Жетоны покупали в Нижнем Новгороде, а пользовались ими в Петербурге. Заметив этот непорядок, большие начальники ввели ограничение на продажу жетонов в Нижнем – не более 4 штук за раз. Сам по себе горьковский метрополитен охватывает сравнительно небольшую часть города – из 8 городских районов доступом к метро могут похвастаться только 5. Да и там искать станцию придётся долго. Поэтому запланировано достаточно большое развитие метрополитена в нижнем Новгороде. В настоящее время метро города перевозит за сутки чуть больше 109 тысяч человек и в год около 39.9 миллионов.

КазаньКазанский метрополитен. В столице русских татар проживает 1 миллион 205 тысяч человек. Нимало! Однако метро тут не очень крупное – одна линия о 10 станциях. Для города-миллионера пассажиропоток не велик – в год 31.1 миллиона и в сутки – 85.75 тысяч человек. Так как размеров и потенциала имеющегося на сегодняшний день метрополитена явно не достаточно, то планируется его увеличение до 3-х линий и пары десятков новых станций. Проезд как и во всех других городах-аналогах составляет 20 рублей. По карте – 15. А вот по возрасту казанский метрополитен самый молодой в России – открытие состоялось 27 августа 2005 года.

СамараСамарский метрополитен имени Алексея Росовского. Знаете кто это такой? Вот и я не знал. Оказывается, это был вратарь местной самарской команды, который играл здесь в 40-50–е годы прошлого века, а позднее стал видным государственным деятелем. Метрополитен Самары, пожалуй, можно назвать самым компактным в России. Не только по длине линии, которая тут одна и составляет 12.7 км, и числу станций (10), но, прежде всего, по небольшому пассажиропотоку. В день в самарском метро бывают около 44.3 тысяч человек, в год – 16.23 миллиона. А ведь город не маленький – 1 миллион 172 тысячи человек. Это лишь немногим меньше Новосибирска с его 1.5 миллионами, однако, по сравнению с ним же пассажиропоток меньше почти в 5 раз. Для развития метрополитена запланировано строительство 33 станций и 3 линий. Опять символичности!

Теперь немного о нереализованных проектах и «почти метро».

Волгоградский скоростной трамвай. Был открыт 5 мая 1984 года. Линия длиной 17.8 км имеет 22 остановки. При этом, участок длиной 7.1 км и 6 остановок проложены под землей. Есть одна станция, которая расположена на эстакадах над поймой реки Царица. Станция именуется «Пионерская». Хоть по железной дороге и ездит трамвай, но высота платформ почти соответствует стандарту метро. И те станции, которые находятся под землей легко могут быть переоборудованы в станции метрополитена. Годовой пассажиропоток Волгоградского СК составляет порядка 10 миллионов человек. В Волгограде проживает 1.017.985 человек (согласно Википедии), так что перспектива преобразования скоростного трамвая в метро вполне реальна.

Остаётся три города, в которых метрополитен начал строиться, но достроен не был. Это Омск, Челябинск и Красноярск. Причём в 2011 году один из депутатов справедливой России предлагал внести в гос. Бюджет деньги на достройку метро в этих городах. Однако партия Единая Россия проголосовала против. Не знаю, чем руководствовались единороссы, но население этих городов явно не против метрополитена. Видимо, вопрос в деньгах. К слову, В Омске с населением 1.173 тыс человек построена 1 линия длиной 7.5 км и с 5-ю станциями. Омский метрополитен должен был стать 2-м в Сибири после новосибирского. Местные власти неоднократно порывались довести дело до конца. Но каждый раз дата ввода метро откладывалась. Говорят, следующая намеченная дата – 2020 год. В Челябинске тоже проживает миллион и 183 тысячи человек. Есть задел из 1 линии длиной 5.7 км и около 4 станций. Но денег нет! Так же и Красноярск, который должен был стать 3-м городом в Сибири с метро. В городе проживает 1 миллион и 52 тысячи человек, так что метро там явно не помешает. В Красноярске планировалось до 3 линий метрополитена.

Теперь вкратце пройдёмся по странам бывшего СССР.

Итак, Киевский метрополитен. Третий в СССР после московского и ленинградского. Был открыт мая 1960 года. В местном метро 3 линии, 52 станции. Общая протяжённость – 69.6 км. Причём пассажиропоток достаточно велик – почти половина от петербургского – за сутки 1.381 миллиона, за год – 503 миллиона. Проезд стоит примерно 4 гривны, что примерно соответствует 20 рублям, если не ошибаюсь. Кстати, на Украине не только Киев может похвастаться своим метро. Тут и Харьков, и Днепропетровск, и Кривой Рог.

Метро Минска было открыто 29 июня 1984 года. 2 линии, 29 станций. 32.27 км общей длины путей. Годовой пассажиропоток умерен – 318.5 миллионов. Что интересно, схема Минского метрополитена напоминает Андреевский крест.

Тбилисский метрополитен был 4-м в СССР и первым «нерусским». Открыт он был 29 июня 1984 года. Общая длина линий составляет 32.27 км. Линий 2 и 22 станции на них. Годовой пассажиропоток составляет порядка 90 миллионов человек. Что неплохо для города с населением 1.175 тысяч человек.

Бакинский метрополитен стал 5-м в СССР. Открыт он был 6 мая 1967 года. 23 станции на 2-х линиях общей длиной 34.6 км. За сутки через метро Баку проходит около 600 тысяч человек, а за год порядка 215 миллионов. Планируется весьма значительное расширение бакинского метрополитена.

Ереванский метрополитен открылся 7 марта 1981 года. Тут 1 линия с 10-ю станциями длиной 12.1 км. За сутки через метро столицы Армении проходит 40 тысяч человек, за год – 15 миллионов. Для города с населением 1.068 тысяч человек это не очень много. Расширять метрополитен в Ереване пока не планируется.

Ташкентский метрополитен стал первым метрополитеном в Средней Азии. Был открыт 6 ноября 1977 года. Ташкент – крупный город. Тут проживает около 2 миллионов и 350 тысяч человек. Так что даже 3 линий общей длиной 36.2 км с 29 станциями тут недостаточно. Годовой пассажиропоток меньше бакинского метро почти в 3 раза и составляет примерно 70 миллионов человек. По прогнозам объём перевозок в ташкентском метрополитене вырастет в 1.5 раза, потому планируется расширение метро.

Алма-Атинский метрополитен стал первым метрополитеном в Казахстане. И саамам «молодым» на территории бывшего СССР – открытие состоялось 1 декабря 2011 года. Пока метрополитен сравнительно невелик для города с населением 1.115 тысячи человек. 1 линия длиной 7.6 км, на которой расположилось 7 станций. Соответственно и пассажиропоток для такого небольшого метро невелик – в день около 18 тысяч человек, в год – 6.6 миллионов. Напомню, что в Самаре при примерной численности населения и тоже одной ветке этот показатель (пассажиропоток в год) составляет 16 миллионов человек. Это в 2.5 раза больше уровня Алма-Аты. Поэтому и окупаемость метрополитена оставляет желать лучшего – за год Алма-Атинский метрополитен потерпел убыток порядка 18 миллионов долларов. При расширении метро и увеличении пассажиропотока метро второй столицы Казахстана, скорее всего, станет прибыльным.

Динамик заговорил приятным мужским голосом: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимовежливы! Уступайте места пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам!». Да, надо уступить место старушке Европе и рассказать о пассажирах с детьми – многолюдной Азии, да немного и о других местах мирового метрополитена.

ЛондонLondon Underground. Лондонская подземка. Первая в мире подобная система. Была открыта в 1863 году. Компания, которая строила первую ветку назвалась Metropolitan Railway. Поэтому все подобные проекты потом и прозвали метрополитеном. В первый же день открытия на британском метро прокатилось аж 40 000 человек. Англичанам метро пришлось по вкусу. Множество компаний стали в массовом порядке браться за строительство подземки в Лондоне. Настроили много. Но так как компании-застройщики были разные, то и проекты не совпадали. Унифицировать все станции и линии удалось лишь в 30-е годы 20 века.

Сейчас лондонское метро, которое англичане называют просто Tube (труба), является самым дорогим метро в мире – минимальная стоимость проезда составляет 1.5 фунта (около 110 рублей). Штраф за безбилетный проезд – 20 фунтов (около 1500 руб). Однако, поезда тут ходят не очень часто – интервал составляет примерно 10 минут. Общая длина линий составляет 402 км. Линий всего 11, на которых расположено 270 станций (в московском метро 197). В год пассажиропоток составляет 1.2 миллиарда человек, что меньше московского в два раза. Из этого понятно, что в Лондоне метро менее загружено, нежели в Москве – станций больше, народу меньше.

ПарижMetro de Paris было открыто в 1900 году. На сегодняшний день это наиболее плотная сеть метрополитена в мире. Для кого-то покажется, что карта парижского метро очень сильно запутана. Но у этой запутанности есть преимущество – плотность станций очень велика. Так что заблудившись, можно немного побродить по соседним кварталам и найти там станцию метро. Парижское метро является высокотехнологичным. Для пассажиров имеются электронные карты, показывающие наиболее выгодный маршрут и другие «блага цивилизации». Вместе с тем, парижский метрополитен считается одним из самых криминализированных мест в Париже. Тут очень много карманных воров. На некоторых станциях даже установлены громкоговорители, которые круглые сутки предупреждают о опасности и призывают к бдительности. Особенно опасен участок пути от аэропорта Шарль де Голь в Париж. Так что приехавшим туристам нужно быть бдительными, иначе высок шанс остаться без денег в первый же день приезда. Что касается технических данных, то общая длина линий парижского метро составляет 215 км. Линий всего 14 и 2 дополнительных. 245 станций. Пассажиропоток в год 1.5 миллиарда человек, что тоже меньше московского. Разовый проезд 1.4 евро. Однако, выгоднее приобретать комплект из 10 билетов, который называется Карнэ (ударение на последний слог). Карне стоит 12 евро для взрослых и 6 евро для детей от 4 до 10 лет.

БерлинU-Bahn Berlin. Было открыто в 1902 году. Тут поработал ото самый сименс, которому было предложено сначала построить метро в Москве в 1923, но для которого не нашлось денег. Сейчас берлинский метрополитен состоит из 173 станций, который расположились на 9 линиях. Линии тут лаконично именуются буквой Uи цифрой. Есть одна дополнительная линия U55. Общая протяжённость всех линий составляет порядка 152 км. 80% путей расположены под землёй. Годовой поток составляет примерно 500 миллионов человек, что меньше уровня Петрограда. Во время берлинской стены линии, которые вели в восточный берлин, были перекрыты. На западной стороне составы достаточно быстро обновлялись, на восточной поезда постройки 30-х годов ходили вплоть до объединения Германии в 1989. Говорят, старые немецкие поезда используются в метро Пхеньяна. Так же они использовались в СССР и стали основой для ряда советских вагонов.

Стоимость разового проезда составляет примерно 1.2 евро (около 60 рублей, смотря какой курс). Но действует разовый билет только на 3 остановки без пересадки. 2.6 евро на любой вид транспорта на 2 часа. 6 евро на день, 29 – неделя, 72.5 – месяц.

ПекинBeijing Subway. Пекинский метрополитен был введён в эксплуатацию в 1969 году, при активном содействии советских специалистов. Говорят, что метро в Пекине стали строить, опасаясь ядерного удара со стороны СССР. Резкое ухудшение отношений наступило после вторжения китайских войск на остров Даманский на дальнем востоке в марте 1969 года.

Сейчас пекинский метрополитен один из крупнейших в мире. Годовой пассажиропоток составляет 2.2 миллиарда человек. Общая протяжённость линий 442 км, 221 станция, 16 линий плюс 7 строящихся. Одна поездка стоит 2 юаня (около 10 рублей). В метро достаточно жёсткая система безопасности – перед входом все сумки проходят через сканер как в аэропорте. Интервал следования поездов составляет около 3-х минут. В пекинском метро достаточно сложно заблудиться, так как есть много указателей. У китайцев большие амбиции относительно развития своего столичного метрополитена. К 2015 году планируется довести общую длину линий до 708 км, а к 2020 до 1050 км! Напомню, что общая длина линий в Москве около 330 км.

ТокиоToei Subway & Tokyo Metro. Было введено в эксплуатацию 30 декабря 1927 года. В настоящее время токийская подземка разделена на 2 части – государственную Toei Subway и частную Tokio Metro. Причём, если вы переходите из «госсектора» в частный и наоборот, то придётся заново покупать билет, хотя, вроде как, оставшуюся стоимость можно просто доплатить. Без дополнительной оплаты можно проходить только с электронной картой PASMO. Разовый проезд в «частном секторе» стоит 160 йен (ок. 70 рублей), в государственном – 170 йен (75 руб). Билет должен сохраняться до конца поездки. При выходе он так же используется и остаётся в терминале.

В японском метрополитене есть одна смешная особенность – осия. Это должностное лицо, которое заталкивает пассажиров в вагон. Сначала на этой работе работали студенты на полставки, но потом должность стала более официальной. Эх, сюда бы борцов Сумо! Они бы профессионально всех затолкнули, за раз, с разбегу!

Из технических характеристик, общая длина линий 310.3 км, 290 станций, 13 линий. Около 9 миллионов пассажиров вдень и 3.217 миллиарда в год, что является мировым рекордом. Если бы уровень пользования московской подземкой был на уровне начала 2000-х, ещё не понятно кто был бы рекордсменом. Да уж, куда ни глянь – везде московское метро почти лидер по пассажирам. Но станций на порядок меньше, чем в других крупных мировых аналогах. Есть куда развиваться!

Нью-ЙоркNew York City Subway является мировым лидером по количеству станций. Их тут 468. Общая длина путей составляет 337 км. Целых 34 линии, правда многие дублируют друг друга, так что путей 24. Разовая стоимость проезда составляет 3$, причём этим же билетом можно воспользоваться при поездке на автобусе, так как транспорт Нью Йорка стянут в одну систему, которая называется Metropolitan Transportation Authority (MTA). Так же есть пригородный метрополитен, соединяющий центр Нью Йорка Манхэттен с некоторыми другими городами (PATH).Сам по себе метрополитен Нью Йорка появился ещё в 1868 году, но тогда использовались вагоны с торсовым приводом, через 2 года появились поезда на паровой, а к 1890 и на электротяге. Несмотря на высокую степень развития в метрополитене Нью Йорка существует ряд проблем. Одна из них – крысы. Отложения крысиного помёта не такая уж редкость в нью йоркском метро.

КаирКаирский метрополитен – первый метрополитен в Африке. Там их, к слову, всего 2 – в Каире и Алжире. Есть линия в ЮАР, но она не является метро в полном смысле слова. Каирский метрополитен введён в строй 27 сентября 1987 года при активном участии советских специалистов. Метрополитен обладает 3-мя линиями общей длиной 77.9 км. 64 станции. Общий годовой пассажиропоток составляет 837 млн. человек, что больше уровня Санкт-Петербурга. Из-за большой загруженности дорог города планируется значительно расширить метрополитен.

Из особенностей – в центре любого каирского поезда метро находится 2 вагона предназначенных исключительно для женщин. Хотя женщины могу находиться и в других вагонах, но если не пожелают быть радом с мужчинами – есть такой вот вариант. Стоимость разового проезда в метро Каира составляет 1 египетский фунт, что меньше 10 рублей.

Сан ПаулуМетрополитен Сан Паулу является крупнейшим метрополитеном в Южной Америке. Открытие его состоялось в 1974 году. Обладает 5 линиями суммарной длиной 76.3 км с 69 станциями. В день через метро Сан Паулу проходит 2.4 миллиона человек, в год – 895 миллионов, что, в целом, не мало.

В Австралии нет полноценных метрополитенов, а только трамваи с некоторыми подземными переходами, как в Волгограде.

Из самых-самых можно, опять же, отметить: самый большой по количеству станций и маршрутов метрополитен – Нью Йоркский; по длине линий - Шанхайский и Пекинский; по годовому пассажиропотоку Токийский и Сеульский (Сеул, Южная Корея); суточный пассажиропоток - Московский и Пекинский метрополитен.

Самые маленькие города, обладающие своим метро: Лозанна в Швейцарии (138 600 человек), Брешиа в Италии (191 638 человек) и Ренн во Франции (216 000).

Ну всё, приехали! «Станция Проспект мира. Переход на Калужско-Рижскую линию». Эх, много же передумаешь, пока катаешься в московском метро!

Комментариев:
7

  • 03.07.2015 20:29:01
    Если честно, не очень понял где именно вы нашли место, где упомянуто несчастье первых лет. Быть может то, что "счастливым пролетариям" ещё долго пришлось пользоваться трамваем, после отклонения немецкого проекта? Дело в том, что реальный потенциал и возможности для строительства московского метро были ещё в 1911. А открыли его в 35-ом. Спустя 24 года. Ну, из этого выводы можно делать. Но, всё же, "прверь мне, Карлосон, не в пирогах счастье...":)

  • 03.07.2015 18:24:35
    классная статья! обожаю метро и так сжато и по делу всё рассказать - просто супер. Только непоняла почему Вы считаете первые годы метрополитена московского несчастливыми? =)

  • 10.05.2015 18:10:26
    ой, приятно! а я ваши статьи такими хорошими словами не оценивал:) Благодарю

  • 10.05.2015 17:16:13
    Статья очень хорошая и познавательная)

  • 09.05.2015 13:33:22
    Опечатка в тексте, Тбилисский метрополитен был открыт 11 января 1966 года. Может ещё что-то не точно. Заранее извиняюсь.

  • 30.04.2015 22:42:54
    И писать было непросто:) А ваша про Сейлор Мун готова?:)

  • 30.04.2015 21:41:38
    Статья очень интересная.

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
34 Venera
19 Rajskij_Roman
12 Lykov
11 YagodkinAnatoll
8 Elro
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики