Путешествия во времени. От эффекта бабочки к петле времени

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Вряд ли современная фантастика - и хорошая, и не очень, так любила бы какую-то другую тему, как перемещения во времени. За исключением, наверное, путешествия в другие миры. И секрет этой непроходящей моды можно найти в неисчерпаемости самого предмета. Философском и одновременно научном понятии Времени.

Особенно всем полюбился так называемый "эффект бабочки", изобретение которого ошибочно приписывают Рэю Брэдбери и его рассказу "И грянул гром". Отправился на миллиарды лет поохотиться на динозавров, случайно убил бабочку - вернулся уже совершенно в другой мир с другой орфографией и другой властью! На этом, кстати, построен и сюжет пьесы "Гарри Поттер и Проклятое дитя", где каждый визит Альбера Поттера и Скорпиуса Малфоя в прошлое производят кардинальные изменения в настоящем. Вплоть до победы Волан-де-Морта.

Но обо всем по порядку. Итак, что может сказать о путешествиях во времени литература и физика?

Что такое Время? Как говорится, спроси, что попроще. Стандартное определение звучит так: "Непространственный континуум, в котором события происходят в необратимой последовательности и развиваются от прошлого — через настоящее — к будущему.

А вот для шаманов мексиканских племен Время было формой упорядоченности энергии, которую человек может непосредственно осязать и приводить в движение. У них было понятие «колеса времени», и время они представляли похожим на туннель бесконечной длины и ширины — туннель с зеркальными бороздками. Каждая бороздка бесконечна, и бесконечно их число. Сила жизни заставляет нас всматриваться в одну бороздку, а значит оказаться пойманным в ее ловушку.

В литературу эта тема вошла благодаря роману Герберта Уэльса "Машина времени". Главный герой - ученый, создал "машину времени", чтобы отправиться в будущее. Ученый надеется застать там просвещенное и счастливое человечество. Что он там застал на самом деле - другой вопрос. Но тема путешествия во времени прочно вошла в литературу - и, видимо, не собирается из нее выходить. Но также Герберт Уэльс оказался первым, кто выдвинул идею Времени, как "четвертого измерения".

Но если с путешествиями в будущее все более-менее понятно, то как быть с путешествиями в прошлое?

"ЭФФЕКТ БАБОЧКИ" И РЭЙ БРЭДБЕРИ

Столь нежно любимый фантастами и публикой "эффект бабочки", как считается, ввел в обиход американский писатель Рэй Брэдбери своим рассказом "И грянул гром". Хотя сам термин на самом деле был придуман позже, на конференции, где доказывалось, что порхание бабочки в Бразилии может вызвать торнадо в Техасе.

Хотя суть термина вполне можно связать с рассказом Брэдбери.

Далекое будущее. Машина времени уже изобретена. Теперь в моде новый аттракцион - слетай в прошлое и убей динозавра!

Забавное сочетание жажды заработка с одной стороны с осторожностью и искренней боязнью нарушить хрупкое временное равновесие.

Это, кстати, и поражает больше всего. Тревис - руководитель сафари, прекрасно осознает опасность и неоднократно предупреждает героя о необходимости жестко следовать инструкции. И их начальство хорошо обо всем позаботилось. Убивается только динозавр, который итак через пять-десять минут должен погибнуть в силу естественных причин и не успеет оставить потомство. К нему от машины времени делается пластиковая дорожка, которая не должна задеть ни единой травинки (она антигравитационная). В общем, приняты все предосторожности. Но сам же Тревис признается, что было немало смертельных случаев - видимо, по части защиты жизни клиентов здесь не столь строгие меры. Однако никто и не думает вовсе отказываться от столь прибыльного бизнеса, который подвергает риску не только человеческую жизнь, но и всю историю. Даже какой бы то ни было серьезной подготовки любители экстрима не проходят. Разве что прям перед отправкой краткий инструктаж - когда деньги уже заплачены. "Наступите на мышь - и вы оставите в Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся".

Ну зачем тогда играть в такие опасные игры с этой самой Вечностью, если любая ошибка может обойтись так дорого? Но, видимо, даже американцам свойственно "авось" - особенно когда пока все в порядке. Аттракцион работает и приносит барыши.

Итак, Экельс отправляется в эпоху динозавров, где его ждет Тирранозавр Рекс, отмеченный красной краской (чтоб не дай Бог не убить не того динозавра!).

Однако один вид динозавра внушает Экельсу такой панический ужас, что он разворачивается, и вместо того, чтобы идти к машине времени, сходит с тропы и уходит в джунгли. Внезапный уход в себя и отстраненность, как проявление подавляющего ужаса - кстати, интересный психологический ход.

Но именно в этом и проблема. Герой в таком состоянии случайно наступает сапогом на бабочку.

Они возвращаются в будущее - только уже не в то. И воздух не тот, и орфография не та, и вместо либерала на президентских выборах победил будущий диктатор...

Кстати, по мнению некоторых исследователей, бабочка здесь ни при чем. Тираннозавр - символ тирании. Экельс, "маленький человек", струсил, предпочел бегство сопротивлению. И именно трусость "маленького человека" стала причиной прихода к власти диктатора.

В этом рассказе можно видеть философско-политический смысл, можно видеть смысл экологический - что жизнь всякой бабочки ценна, и что человек ради развлечения наносит раны биосфере. А можно видеть и смысл взаимосвязи малого с большим. И все будут правы.

Но насколько разумна эта теория "эффекта бабочки"? И действительно ли, отправившись в прошлое, можно изменить настоящее?

Казалось бы, да. Но давайте посмотрим на это по-другому. Допустим, мы отправляемся отсюда в прошлое - в любой период до нашего рождения. Хоть в царствование Екатерины Второй. И случайно что-то меняем - в принципе, даже убивать никого не надо. Наше нахождение там само по себе повлияет на ход событий. И что дальше?

Лично на мой взгляд - ничего. По-моему, теория "изменения прошлого" противоречит самому понятию прошлого, как чего-то, что уже было! Иными словами - учитывая, что правление Екатерины было задолго до рождения путешественника во времени, сам путешественник во времени, родившись, УЖЕ должен застать мир таким, каким он стал в том числе и благодаря его вмешательству в прошлое! Поэтому лично мне больше понятны те истории, где после путешествия во времени герой просто начинает лучше понимать какие-то элементы настоящего. Как в повести Лукьяненко и Буркина "Азирис Нуна или Сегодня, мама!". Герои - два брата десяти-одиннадцати лет не просто отправляются в будущее и прошлое, но и спасают девочку из Древнего Египта, Хайлине.

И это наглое, с точки зрения Тревиса, вмешательство в прошлое приводит к тому, что мальчики больше узнают про странности в поведении своей мамы и начинают лучше понимать казавшиеся раньше непонятными детали...

Иногда это явление "кругового времени" ошибочно называют "временной петлей", хотя "временная петля" это сюжет, когда герои переживают один и тот же день по нескольку раз - при условии, что путешественник или путешественники помнят все о предыдущих попытках, а на всех остальных нападает хроническая амнезия...

БЫЛИ ЛИ УЖЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ?

Этот вопрос интересует пытливые умы не меньше того, когда же машину времени, наконец, изобретут. Ведь вполне логично, что если где-то в будущем ее уже изобрели, значит, путешественники во времени УЖЕ путешествуют в прошлое! И в наше нынешнее настоящее.

И мне лично кажется, что да. Нет, я не собираюсь говорить про странные фотографии людей с мобильником в 20-х годах - даже если это не фотошоп и не мобильник на самом деле, разговаривать по мобильнику в начале 20-го века было бы банально невозможно. Там это была бы просто игрушка. Максимум - портативный фотоаппарат и портативный магнитофон. Да и слишком спокойно люди вокруг на это реагируют.

Но я филолог. Потому и оценивать вопрос буду с точки зрения литературы.

Итак, на мой взгляд, путешествия во времени УЖЕ БЫЛИ! И мы можем увидеть тому письменные свидетельства - и прочитать.

14 апреля 1912 года мир потрясла катастрофа огромного лайнера "Титаник". Вершина человеческой мысли в буквальном смысле разбилась - об айсберг.

И тут неожиданно народ вспоминает про малоизвестный роман "Тщетность", написанный за 14 лет до трагедии малоизвестным журналистом Морганом Робертсоном. Роман был малоинтересен с художественной точки зрения - но предсказал катастрофу "Титаника" вплоть до мельчайших подробностей! Название корабля ("Титан"), количество пассажиров, даже их фамилии, размеры - все, вплоть до обстоятельств крушения! Народ, как всегда, ничего не понял, а после произошедшего назвали его "дьяволом" и "пророком несчастья".

Но дело в том, что такие вещи просто нельзя было "угадать". Это нельзя назвать даже предсказанием - такую книгу мог написать только тот, перед которым были все данные произошедшего. То есть, человек, побывавший в будущем.

Еще одно доказательство, малоизвестный автор 17 века Сирано де Бержерак. Ну как "малоизвестный"... Его знают почти все, как главного героя пьесы Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак". Но дело в том, что этот незаурядный человек был писателем. И, можно сказать, "отцом" научной фантастики. Нет, его герой не отправляется в прошлое - он отправляется на Луну и на Солнце.

В его книге "Иной свет или Государства и империи Луны" есть указание на "механические книги", которые предпочитают обитатели Лунного государства:

"Это книга несомненно, но книга чудесная; в ней не было ни страниц, ни букв; одним словом, это такая книга, что для изучения ее совершенно бесполезны глаза, нужны только уши.Когда я подумал об этом изумительном изобретении, я перестал удивляться, что в этой стране молодые люди в шестнадцать или восемнадцать лет обладают большими знаниями, чем у нас старики; они выучиваются читать одновременно с тем, как выучиваются говорить, и всегда могут читать в комнате, во время прогулки, в городе, во время путешествия, пешком, верхом на лошади; всегда они могут иметь у себя в кармане или привешенными к луке седла штук тридцать этих книг, и им стоит завести пружину, чтобы услышать одну главу или несколько глав, или же целую книгу, если им это вздумается. Таким образом здесь вас всегда окружают великие люди, живые и умершие, которые с вами как бы беседуют".

Ничего не напоминает? Если забыть про "механизмы", то перед нами самое что ни на есть описание аудиокниги! В век, когда было далеко даже до создания "музыкальной шкатулки". Впрочем, это вполне можно списать на "пророческий дар" писателя и банальную человеческую лень, которой всегда хотелось прилагать минимум усилий для достижения цели. Но и нельзя исключать, что господин де Бержерак бывал в нашем мире и, вернувшись, таким иносказательным языком передал сведения об аудиокнигах.

Но правду мы узнаем не раньше, как изобретут "машину времени".

Комментариев:
2

  • 13.04.2019 14:03:38
    Но весь парадокс в том, что попытка "исправить ошибки" приводит к еще большим ошибкам! На этом построен сюжет пьесы "Гарри Поттер и Проклятое дитя". Альбус Поттер решил спасти Седрика Диггори - в итоге Волан-де-морт победил...

  • 13.04.2019 12:02:06
    Я видела этот фильм. Было бы здорово, как в фильме, вернуться в прошлое, предотвратить аварию. Изменить ход событий. Жаль, что это невозможно. Это сейчас больше фантастика. Но в идее фильма наши человеческие мечты, о да, если бы можно было предотвратить аварию, смерть и несчастный случай. Но вряд ли такую машину изобретал, хотя изобрели же телефоны и интернет. Власть над временем и событиями фантастика, да хотелось бы, наверное всем людям вернуться в какие то моменты прошлого и изменить будущее. Исправить ошибки.

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
4 Lykov
3 Elro
2 Alinka
1 A-v-astasheva
1 Twin-m-s
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики