Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Как написать научную работу самому (на примере написания учебной научной работы в ВУЗе)

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Почти каждый человек в определенный период своей жизни был студентом, а всем студентам приходится сдавать те или иные учебные работы. При этом, если на технических факультетах, учебные работы сводятся к решению задач и построению графиков с незначительными авторскими комментариями, то на гуманитарных факультетах студенту приходится писать большое количество рефератов, курсовых и дипломных работ. Их написания требует навыков работы с литературой, формулирования мыслей и умения создавать свой собственных связный научный текст.

Конечно, среди студентов модно скачивать реферат из интернета или заказать его написание «специалисту» (что, кстати, не очень законно). Рано или поздно в жизни почти каждого студента наступает период, когда работу приходится писать самому и тогда, многие сталкиваются с целым рядом проблем. Лично у меня таких проблем никогда не было, и я всегда писал все работы сам.

Однажды один мой знакомый, который имеет высшее техническое образование и получает второе — гуманитарное, попросил меня помочь ему написать курсовую работу по праву. Не написать за него, а именно помочь! Выяснилось что он, закончив инженерный факультет с красным дипломом, совершенно не владеет навыками написания научных работ, так как у его образования «другая специфика». После этого случая я задумался о том, как же я сам пишу подобные работы и разработал целый ряд советов для подобных случаев, которыми и хочу поделиться.

Сразу оговорюсь, что данная статья предназначена для студентов и речь в ней пойдет не о написании серьёзных научных работ, таких как кандидатская диссертация, а об учебных работах - рефератах, курсовых и дипломных.

С чего начать?

Этот вопрос первым возникает в голове студента, когда он получает задание. Вроде и тема есть и какие-то знания по ней, но с чего начать — не понятно. Вспоминается известная шутка: «Нам главное начать, а дальше мы всех порвем». С точки зрения написания научных работ — это справедливо.

Начать стоит с темы. Её, как правило, дает преподаватель. При этом тема, предложенная преподавателем, может представлять собой лишь область знания, а сама формулировка остается за автором. В этом случае не спешите формулировать тему, сначала нужно ознакомиться с источниками и литературой и составить план.

Если вы сами выбирайте тему из предложенного списка или по собственному интересу, то подумайте, что Вам интересно и что вы лучше всего знаете. Прежде чем определиться с темой, если есть такая возможность, зайдите в интернет, посмотрите насколько много информации по этой теме, и какая есть литература, есть ли уже написанные работы по этой теме, выложенные в сети и какого их качество, снабжены ли они научным аппаратом.

Если тема достаточно хорошо представлена в сети — написать работу по ней будет легче. Это вовсе не значит, что мы будем делать работу методом «копировать-вставить», но готовые ресурсы надо использовать и использовать правильно. Как именно? Об этом расскажу ниже.

Литература и план

Первый этапом работы, который может предшествовать даже окончательной формулировке темы — поиск литературы и составление плана. Самый первый этап я уже написал выше. Мы идем в интернет. Ищем ресурсы по нашей теме.

Что мы можем использовать:

1. Авторские статьи в интернете, которые можно найти через поиск.

При этом стоит остерегаться, таких сайтов как ЖЖ и прочих личных «блогов», а вот статьи на образовательных и научных порталах — то, что нам нужно. При этом важно, чтоб статья имела автора. То есть материалы с таких сайтов как Studopedia использовать не стоит.. Этот материал можно просто прочитать для составления представления, чтобы было проще формулировать свои мысли, но использовать фрагменты из него и тем более ссылаться, я бы не рекомендовал.

Репутация ресурсов — очень важная часть учебной научной работы. В этом отношении полезным ресурсом является КиберЛенинка, на котором выложены электронные копии научных статей на различные тематики.

2. Готовые рефераты и курсовые по теме — Вам сказочно повезет, если вы найдете работу, которая снабжена научным аппаратом, то есть имеет ссылки на источники. Такие работы мы сможем использовать в некоторых видах работ. Если же работа хорошая, но научного аппарата нет — её стоит прочесть и взять за основу, например, позаимствовать логику изложения. Просмотр чужих работ важен для составления плана и ответа на вопрос, какие вопросы стоит раскрыть в данной теме.

3. Книги, размещенные в сети — да, такое бывает. Название книг можно взять из списков литературы, которыми снабжены чужие рефераты и курсовые, также можно найти книги просто по запросу «Ваша тема. Книги». Вам выйдет список.

4. Первоисточники — почти все основные первоисточники размещены в сети. Если вы пишите работу по философии — ищите труды философов, которые заявлены в вашей теме. Не знаете названия трудов? - Идите в Википедию. Для работ по экономики стоит использовать труды экономистов, например, Кейнса, которого можно привязать к куче тем.

Не пугайтесь, эти работы совершенно не обязательно читать внимательно, как с ними работать — я расскажу ниже.

Итак, вы ознакомились с литературой, теперь стоит составить план. Вы уже примерно представляйте, какие вопросы нужно осветить в работе, и какой литературой вы обладайте. Составление плана не должно Вас затруднить. Обязательно учитывайте, что каждый пункт плана вашей работы должен освещаться минимум двумя источниками, из обозначенных выше категорий, также учитывайте это ввиду, при подборе литературы, если план дан Вам руководителем.

После составления плана ещё раз просмотрите найденную литературу, посмотрите, какие фрагменты текста из каких работ будут Вам полезны. Если эти фрагменты снабжены ссылками на другие источники — включите эти источники в список литературы и проверьте, по Яндексу есть ли эта книги в сети — если есть, можете смело включать работу в список литературы и давать ссылку на «электронный доступ». Проверять никто не будет (сами подумайте — у преподавателя сотни студентов, если он будет проверять каждую ссылку в каждой работе и сверять номер страницы — он очень быстро сойдет с ума).

Итак, первый и главный этап мы завершили. У нас есть литература и план. Теперь приступаем к созданию текста.

Формулирование целей и задач.

Прежде чем сформулировать цели и задачи можно заняться копированием, но не обязательно, если у Вас хорошая память. Найдите в чужих текстах отрывки, информация в которых будет полезна для Вашей работы. Ещё раз прочитайте эти отрывки, подумайте, к какой цели вы можете прийти, имея эти данные. Дальше нужно сформулировать задачи. Это очень просто. Каждый пункт вашего плана можно превратить в задачу. Используйте слова: «Выявить, рассмотреть, проанализировать, описать» и дальше содержание пункта плана. Например, параграф работы называется «Монархия, как форма правления», задачу можно сформулировать так: «Рассмотреть основные особенности монархической формы правления».

Создание текста

Теперь нужно продумать логику работы, расставить эти фрагменты в правильном порядке. Используйте следующее правило: каждом параграфе или пункте вашей работы быть использованы фрагменты не менее чем из 2-х источников. Это правило действует для рефератов и курсовых. Если мы говорим о реферате или курсовой работе.

Для диплома лучше взять источники, содержащие разные точки зрения или разные по происхождению и «столкнуть» их. Собственно об этом и поговорим. Подумайте, какие выводы вы можете сделать из выбранных фрагментов, есть ли противоречия. Если есть стоит на них указать.

Для дипломной работы это просто необходимо, потому, что через противоречие вы сможете добавить свой исследовательский элемент. Если речь идет об исследованиях, обязательно сошлитесь на первоисточник в авторском тексте. В реферате или курсовой можно отделаться фразой: «Иванов пишет, что….., при этом Петров указывает на…...» Подумайте, как соотносятся эти мнения. Сделайте свой вывод. Запишите выводы.

Теперь снова обращаемся к чужим отрывкам, наша задача перефразировать их, добавить упоминания источников в тексте: «В статье Сидорова сказано…. Выводы монографии Кузнецова показывают» и так далее". Также придумайте подводки к каждому сюжету вашей темы. Например: «В этой главе мы рассмотрим», «Важным в контексте представленной темы является рассмотрение...» и так далее.

На этом основной текст можно считать написанным. Если объема недостаточно, попробуйте «налить воды», поразмышлять на тему или добавить ещё информации из найденных источников, можете привлечь новые источники, если считайте, что какая-то тема недостаточно раскрыта, методика поиска источников вам уже известно. На этом этапе работу обязательно нужно внимательно вычитать. На предмет:

- Раскрытия содержания каждого пункта

- Внутренней логики

- Соответствия содержания фрагментов целям и задачам.

Написание введения и заключения

Когда основной текст готов, он логичен и соответствует заданному объему можно приступить к финальной части — написанию введения и заключения. Не удивляйтесь, «чистовик» введение к работе пишется в последнюю очередь.

Фрагмент введения нами уже написан — это наши цели и задачи. Их нужно предварить написанием актуальности вашей работы. Подумайте, чем она может быть полезна, с какой важной темой связана. Можно обойтись фразами типа: « В исторической/политической/ экономической науке в последнее время появляется, много работ/ведется много дискуссий…. Подобный интерес к теме определяет её актуальность».

После абзаца, описывающего, актуальность идут уже написанные нами цели и задачи.
Закончить введение нужно «практической полезностью» вашей работы.
В курсовых и рефератах студенты обычно отделываются фразами, что материалы данной работы могут быть полезны для дальнейшего изучения темы, для изучения такого-то университетского курса, в педагогических Вузах приветствуется, когда в «практической значимости» указана возможность использования материалов при подготовке школьных уроков по таким-то темам.

В работах более серьёзного научного уровня во введении требуют также привести краткий обзор источников и литературы. Этот обзор вы можете сделать, обратившись к Вашим конспектам, которые были созданы при начале работы над текстом. Нужно просто кратко написать, какие основные данные, были приведены в каких работах и кто из авторов, стоит на какой позиции. После того как вы написали текст и сделали по нему свои выводы — это не составит труда.

Финальная часть работы — заключение. Это ваши выводы по теме. Заключение не должно быть длинным. Даже в дипломной работе заключение обычно бывает максимум 3-4 страницы. Чтобы написать заключение нужно вернуться к задачам, которые мы сформулировали исходя, из структуры глав и параграфов и коротко сделать вывод по каждой задаче. Завершить введение можно фразами: «Таким образом, в данной работе мы представили краткий обзор», «Данная тема остается не до конца исследованной и требует отдельного более глубокого изучения», «Основная цель нашей работы достигнута, однако проблемы, затронутые, в работе требуют дальнейшей более глубокой проработки» и так далее. Обязательно стоит указать на «место вашей работы в научном дискурсе» и обозначить возможность дальнейших исследований.

Ну, вот и всё, остается только грамотно оформить работу и отослать преподавателю. Если вы добросовестно выполните всё, что описано выше — отличная оценка Вам гарантирована.

Комментариев:
5

  • 13.08.2018 11:12:13
    Полезная статья, я тоже педагог и экскурсовод. Замечаю, что молодые умы вообще не хотят думать. Их не учат сравнивать обобщать, делать выводы. Часто встречаешь слова дессера, вышка, и это у самой, когда-то читающей страны? Пишем курсовые, дипломные, а они не знают даже начальных знаний по своей специальности не имеют , не страшно, хотя и прискорбно, если это гуманитарий, а если врач, фармацевт- это уже беда.

  • 09.10.2016 07:08:56
    А выжней не форма, а знания. Но все зависит от преподавателя. Смотря, что он хочет получить от ученика - правильного и грамотного оформления работы или знаний

  • 26.09.2016 19:15:53
    Лада, Мне как раз не очень хочется брать такие заказы, может потому что я сам педагог, аспирант и в перспективе будущий преподаватель. Статьи писать как то "честнее". По крайней мере они выходят под твоим именем. Большое количество просьб "помочь" и желаний заказать работу и подвигло к написании статьи. Ну ничего же сложного, Эйнштейном быть не надо!

  • 22.09.2016 21:03:33
    Подход. Десятки курсовых и рефератов в год. Когда за один семестр надо сделать 2 или больше курсача... Одно дело, когда ты от себя "нарисуешь", пусть с ошибками, но своё. А вот другое дело, когда на курсач строгий регламент, "вот и так и вот так", а студент толком не понимает, что от него хотят. Вот и выходит, "проще скачать". Не дают думать. Всё по форме должны им делать. Вот и выходит "шиворот-навыворот".

  • 22.09.2016 16:19:12
    После Вашей статьи желание заказать диплом только усиливается)). Наверное мы с вами коллеги, подрабатывающие как раз такими заказами?

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
41 Venera
15 Rajskij_Roman
13 YagodkinAnatoll
11 Lykov
8 Elro
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики