Эми Чуа: Гимн матери-тигрицы

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Когда книга Эми Чуа "Боевой гимн матери-тигрицы" только увидела свет в 2011 году, на автора посыпался шквал угроз и обвинений. Одни грозили ей судом, другие превозносили - в этом же году журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных людей мира. Но одно бесспорно - ее книга никого не могла оставить равнодушным.

Родители Эми Чуа приехали в Америку из Китая. Но продолжили воспитывать детей по "китайской" системе. Они не имели права получать оценки ниже пятерок, не имели права быть нигде и ни в чем вторыми и не имели права противоречить родителям. Эми даже с какой-то гордостью рассказывает, что в детстве выкопала "бассейн" во дворе их дома, потому что ее отцу так хотелось ("бассейн", правда, не получился, а получилась яма. Что стало с этой ямой в дальнейшем, автор умалчивает). Или выложила альпийскую горку из тяжелых камней - опять-таки по воле отца. Но Эми рассказывает об этом не как о детской психологической травме и даже заверяя, что у нее нет обиды на родителей. Однако когда она закончила школу, и отец приказал ей учиться в колледже неподалеку и жить дома, она уехала туда, где можно было жить в общежитии.

Когда Эми вышла замуж за еврея Джеда и родила двух дочерей - Софию и Лулу, она твердо решила продолжить родительскую систему. И это было не подсознательное копирование родительских установок, а очень осознанное и обдуманное решение.

Итак, что, по мнению госпожи Чуа, главное в воспитании ребенка? Научить его послушанию и почтению к родителям, как первым добродетелям. Это и есть начало карьеры "хрестоматийно успешного ребенка". Госпожу Чуа удивляет позиция "западных" родителей - что успех, достигаемый путем давления, не принесет ребенку счастья, что ребенок имеет права сам выбирать свою дорогу и - что самое ужасное - что оценки не главное. Для нее, как для китайской мамы, уроки всегда на первом месте, а единственное внеклассное увлечение должно привести к медали. Золотой.

Выбирая внеклассное увлечение своим дочерям (именно ВЫБИРАЯ) Эми Чуа остановилась на фортепиано и скрипке. Почему? Просто она считала, что ее девочкам нужно внеклассное увлечение. Но - избави Бог - не какие-нибудь бесполезные поделки. Даже страшно представить, что было бы, если бы ее дочери заявили, что хотят вышивать крестиком. Ведь за это не дают медали. В вышивании крестиком не надо никому доказывать, что ты лучший. А если так, то какой в этом смысл? Как и в школьных постановках. Но зато везде, где есть элемент соревнования - даже по устному счету в классе, девочки должны быть первыми.

В общем, идеальная экспозиция для появления закомплексованной личности ...или очень сильной. Как Луиза Чуа.

Луиза Чуа уже с трех лет выпадала из идеально выстроенного плана матери, уже с этого возраста давая ей понять, что хочет следовать своим собственным путем.

Первая их схватка произошла, когда Эми Чуа решила, что Луиза или Лулу должна быть маленьким музыкальным вундеркиндом - в три года усадила ее за фортепиано. Ясное дело, что малышка Лулу совершенно не желала играть на фортепиано, предпочитая колотить по нему ногами и руками. Тогда Эми, твердо решившая вырастить послушного китайского ребенка, вытолкнула девочку на улицу в минус двадцать мороза.

Однако Лулу сдаваться не собиралась, и теперь уже мать впервые серьезно испугалась. Двух вещей - перспективы, что малышка заболеет, и социальных служб. Хотя и страх перед мнением окружающих, как читатель увидит впоследствии, был определяющим в 80 % ее поступках. Если не 90.

Несколько тревожит фраза автора, как она описывает свои дальнейшие действия. "Но Лулу меня тоже недооценивала. Мне нужно было всего лишь перевооружиться. Линия фронта была прочерчена, а девочка даже не подозревала об этом". Эта фраза лучше всего отражает взаимоотношения Эми и Лулу. Это война, противостояние двух одинаково сильных по характеру противников, которые уважают друг друга. Но уж точно не взаимоотношения двух близких людей - матери и дочери.

Эми Чуа не сдалась. Но не сдалась и Лулу. Однако какое-то время преимущество было явно на стороне матери. Она могла - и пользовалась этим - оставить Лулу без ужина, пригрозить сжечь все игрушки. Иногда, когда даже это не помогало, меняла тактику и делала "шаг назад" и шла на уступки. Но и Лулу быстро училась распознавать уловки матери, поэтому приходилось придумывать новые.

В шесть лет госпожа Чуа заявила Лулу, что она будет заниматься музыкой. Правда, чтобы заставить ее пойти на первый урок, пришлось пригрозить оставить ее без ужина.

С этого дня для малышки начались усиленные занятия скрипкой. Пять-шесть часов в день, не исключая выходных и летних каникул. Иногда ради дополнительных часов скрипки Эми забирала дочь из школы с бессполезных, с ее точки зрения, времяпровождений - обеда, большой перемены, физкультуры или школьных уроков музыки, которые она считала просто нелепой игрой - там дети просто звонили в колокольчики.

Эми в воспитании детей ощущала себя в вечной и постоянной гонке со страхом куда-то не успеть. Она смотрела по телевизору достижения других детей и чувствовала, что время неумолимо уходит. Нужно было успеть сделать из Софии и Лулу успешных людей.

Поэтому никаких поблажек девочкам не давалось. Даже во время путешествий за границу Эми Чуа искала возможности продолжить занятия детей музыкой.

София оказалась податливее. Но Лулу - нет. Она продолжала бороться, пока ей не исполнилось тринадцать. Время, когда сама природа требует борьбы за независимость. Какое-то время госпожа Чуа считала, что на это можно не обращать внимание - достаточно нагрузить Лулу еще больше. Но..круг добродетели не желал вращаться. Или оказался квадратом. Потому что китайская система воспитания не сделала из Лулу послушного ребенка. Более того, Лулу сделала заявление, которого не выдержала даже железная "мать-тигрица". "Я тебя ненавижу".

Что-то подобное Эми слышала от нее и раньше, но на сей раз она почувствовала, что все более чем серьезно. Впервые она встала перед выбором. "Китайская мать", награды, дифирамбы знакомых и ненависть Лулу или "западная мать" со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть даже самое худшее - серебряная медаль в школе.

И Эми сделала выбор. Она решила, что никакие награды не стоят того, чтобы потерять любовь Лулу. Поплакав, она вернулась к дочери с белым флагом. "Ты победила, мы бросаем скрипку", - сказала она ей.

Первое время Лулу сама не верила в свою победу. Считала это очередной материнской уловкой. Но время шло, и давление от матери сошло на нет. Лулу ощутила вкус свободы.

Однако, как ни странно, хуже учиться она не стала. И даже не бросила скрипку совсем. Просто уменьшила время. А оставшееся заменила на теннис.

Одно осталось непонятным даже для меня. Проиграв свой первый турнир, Лулу - девочка, которую дрессировали, что призы это главное, была счастлива! Оказалось, что иметь право на проигрыш - тоже своеобразная свобода.

Комментариев:
2

  • 18.09.2018 14:03:01
    Но саму книгу тоже имеет смысл прочитать. Возможно, у вас сложится другое мнение о методике госпожи Чуа.

  • 18.09.2018 09:57:03
    Свобода действительно стоит многого. Спасибо за интересный рассказ. Просто как книжку прочитала)

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Twin-m-s
1 Alinka
1 Lykov
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики