Диего Ривера - художник кубизма, мурализма, монументализма и реализма

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

8 декабря 1886 года в мексиканском городке Гуанахуато в семье  школьного учителя родились близнецы. Один, к сожалению, вскоре умер, а второму дали настоящее дворянское имя Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес. Впрочем, всему миру он станет известен под более коротким именем – Диего Ривера.

Отец ребенка был потомком испанского дворянского рода, а мать – еврейка, перешедшая в католичество. Уже будучи известным художником в 1935 г.  Ривера писал, что его еврейство является доминантой всей его жизни хочет он того или нет.

Диего Ривера начал рисовать, когда ему было всего три года. Он рисовал в основном на стенах.  Однако родители не наказали мальчика, а наоборот, развесили по всему дому холсты, чтобы юный художник развивал свое дарование.

В 1892 году семья переехала в Мехико, и Диего поступил учиться в  Академию художеств де-Сан-Карлос. Он показал себя настолько  талантливым студентом, что в 1906 году правительство наградило его стипендией для продолжения учебы в Европе.

Ривера отправился сначала в Испанию, затем в Париж, куда прибыл в 1908 году.  В те годы в Париже появилось новое направление в живописи – кубизм.  Ривера  с энтузиазмом воспринял новое течение. Позже,  примерно в 1917 году, вдохновленный Полем Сезанном, художник увлекся постимпрессионизмом.  Его картины стали привлекать внимание, и мексиканец принял участие в нескольких парижских выставках.

Богемная жизнь Монпарнаса закружила художника. Его близким другом стал Амедео Модильяни, который нарисовал портрет Диего Ривера в 1914 году. Среди его друзей были Пикассо, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Макс Жакоб, галерист Леопольд Зборовский.

Уже во Франции у Ривера начались запутанные отношения с женщинами, которые сопровождали его всю жизнь. В 1911 году он женился на Ангелине Беловой, русской по национальности и художницей по призванию. Родился сын Диего, который умер младенцем. Но будучи женатым, Диего встречался с Марией Брониславовной Воробьёвой-Стебельской, тоже русской, и тоже художницей, которая  в 1919 году родила ему дочь. За множество любовных связей и безжалостные расставания  художник получил прозвище Людоед.

В 1920 году, по настоянию мексиканского посла во Франции, Ривера покинул Париж ​​и отправился в Италию изучать искусство Возрождения. Через год, после возвращения на родину, талант Диего Ривера впервые проявился во всю мощь. Правительство Мексики затеяло грандиозный проект по росписи фресками общественных зданий. Вместе с мексиканскими художниками Хосе Клементе Ороско, Давидом Альфаро Сикейрос, и Руфино Тамайо  Диего Ривера создал  мексиканскую школу неореализма – мурализм. Монументальные произведения создавались  на сложные социальные и национальные темы, религиозные мотивы и фольклорные сюжеты доиспанской истории.

В 1922 году художник вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.  В тот же год после развода с Беловой, он женился на мексиканской писательнице Гуадалупе Марин, которая родила двух дочерей: Рут и Гуаделупе Ривера.

Увлечение коммунистическими идеями не прошло даром. Осенью 1927 года Ривера отправился в Москву, приняв приглашение принять участие в праздновании 10-летия Октябрьской революции. Художник стоял на трибуне Мавзолея и делал зарисовки демонстрации. Позже эти рисунки приобрела Эбби Рокфеллер и сегодня они хранятся в нью-йоркском Музее современного искусства.

За время пребывания в Москве Ривера  успел расписать Клуб Красной Армии, встать на защиту иконописцев и поддержать троцкистскую группу.  В конце концов, терпение властей закончилось, и художника выдворили из страны за политическую неблагонадежность. Он еще посетит СССР. Но это произойдет в конце жизни художника – в 1956 году.

Диего Риверо явно разделял взгляды Льва Троцкого. Именно художник, уже имевший известность, убедил президента Л.Карденаса предоставить убежище опальному политику, который после приезда в Мексику жил в доме Диего Ривера и Фриды Кало как гость.

В Мексике тоже назревали перемены.  В 1929 году Ривера  за свободомыслие исключили из партии.  Его примут назад только в 1954 году, после многих коленопреклонений перед официальной коммунистической линией, а также художественных компромиссов.

Официальной супругой Ривера еще была Морин, когда он встретил студентку Фриду Кало.  Они поженились 21 августа 1929 г. Ему было 42, а ей ровно на двадцать лет меньше. Этой любви с нечеловеческими страстями и взаимными изменами посвящены книги и фильмы. Фрида Кало была художницей с таким же огромным талантом и не терпела давления «Людоеда». Они развелись в 1939 году, но осознав в разлуке, что не могут  жить друг без друга, вновь поженились в  1940.

В сентябре 1930 г. американский архитектор Тимоти Пфлюгер пригласил  Ривера в США для росписи Фондовой биржи в Сан-Франциско. Позже Диего получил заказ Института искусств в Детройте написать фреску в Садовом дворике института. А в  1933 г. Ривера пригласили написать фреску в Рокфеллеровском Центре в Нью-Йорке. Но тут случился скандал. Художник на фреске изобразил Ленина, соединяющего руки рабочих. Фреску уничтожили после того, как художник отказался убрать вождя пролетариата. Деньги за работу не заплатили.

Художник вернулся в Мексику и продолжил расписывать общественные здания. В тот период он украсил своими работами отель «Прадо» в Мехико, театр «Инсурхентес», Олимпийский стадион и Национальный дворец.

Кроме фресок художник уделял внимание и станковой живописи. Работая маслом и акварелью, он отдавал предпочтение портрету и пейзажу.

В 1954г. умерла Фрида. Диего после ее смерти успел еще раз жениться на Эмме Уртадо. Скончался художник 24 ноября 1957 года.

Жизнь и творчество Диего Ривера были наполнена противоречиями. Он начал с кубизма, течения, которое пропагандировало искусство ради искусства, а стал одним из лидеров мексиканского мурализма. Будучи коммунистом, он получал заказы в Соединенных Штатах. Он смог соединить в своих работах классические пропорции итальянских фресок эпохи Возрождения и доколумбовую скульптурную форму, кубизм и футуристические идеи. При этом Диего Ривера оставался художником-реалистом.


Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики