Александр Дмитриевич Балашов - первый министр царского Министерства Полиции

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Все началось, как обычно, с высочайшего указа: передать внутреннюю безопасность империи, бывшую в ведении Министерства Внутренних Дел «вновь учрежденному Министерству Полиции». Случилось это 25 июля 1810 года. Министром полиции и, соответственно (потому что министр) членом Государственного Совета стал  генерал-адъютант и генерал-лейтенант Александр Дмитриевич Балашов.

Александр Дмитриевич родился 13 июля 1770 года в Москве. Был он потомком старой дворянской фамилии, имевшей некогда княжеский титул. Прадед его, князь Балашов, владел обширными поместьями в Саратовской губернии, на реке Хопре. Нынешний город Балашов – одно из его бывших имений. Однажды князь Балашов чем-то прогневал Царствующий Дом, подвергся опале, и у него отобрали все, вместе с княжеским титулом.

Мать Александра Дмитриевича, Матрена Ивановна, была из дворянского рода Чаплиных, а отец, Дмитрий Иванович Балашов, дослужился до чина тайного советника, что по «Табели о рангах» соответствовало воинскому званию генерал-лейтенант, был всегда отличаем императрицей и окончил свои дни в 1790 году в почетном звании сенатора.

По исполнении 5 лет, Саша, по тогдашнему обыкновению, был записан в Лейб-гвардии Преображенский полк, и до 1781 года воспитывался дома. В 11 лет он был принят в Пажеский Корпус, и в 1787 году, «за отличные успехи» был пожалован в камер-пажи. В начале 1791 года вступил в действительную военную службу поручиком Лейб-гвардии Измайловского полка, переведясь через 4 года «за недостатком средств» в армейскую пехоту подполковником.

До 1797 года служил Александр Дмитриевич в Астраханском гренадерском полку, а затем получил предписание прибыть в Казань для формирования нового гарнизонного полка. В том же году Балашов становится шефом полка, в 1798 году получает чин полковника. Через год император Павел, побывавший в Казани в конце мая 1798 года вместе с сыновьями Александром и Константином и оставшийся довольным смотром войск Казанского Военного Округа на Арском поле, жалует Александра Дмитриевича чином генерал-майора и назначает его комендантом Омской крепости.

Балашов был человеком с характером, запросто мог сказать нелицеприятные вещи прямо в лицо, независимо от чинов и званий, что и случилось, очевидно, в его отношениях с генерал-прокурором. Александр Дмитриевич подвергся гневу со стороны императора, который в одночасье уволил его со всех постов. К счастью, Павел Петрович был отходчив, посему вскоре Балашов получил чин генерал-губернатора и отбыл в Ревель.

В 1804 году Александр Дмитриевич был назначен шефом Троицкого мушкатерского полка и обер-полицеймейстером Москвы.

Великолепно зарекомендовав себя на этой должности, в 1808 году он переводится обер-полицмейстером в Петербург, в 1809-м году получает чин генерал-адъютанта и назначается военным губернатором северной столицы.

С учреждением Министерства Полиции, вполне закономерно и без всяких альтернатив, Александр Дмитриевич, уже имея на плечах эполеты генерал-лейтенанта, назначается министром, и его основной заботой становится реорганизация всего полицейского дела в России.

Надо сказать, что вычленение из Министерства Внутренних дел особого «полицейского» министерства было попыткой упорядочения или обозначения конкретных функций деятельности МВД. Их у означенного министерства было в то время слишком много.

Образованное в 1802 году в целях «попечения о повсеместном благосостоянии народа, о спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи», Министерство Внутренних Дел получило в подчинение и Мануфактур-коллегию, и Медицинскую коллегию, и Главную Соляную Контору, и Главное Почтовое правление и прочая, прочая, прочая. Министерство заведовало и делами продовольствия, и благочинием, и медициной, и промышленностью, и устройством приютов для обездоленных стариков и детей, и  судоходством, и дорогами, и тюрьмами, и отоплением, освещением, пожарной охраной и даже планировкой  городов. Словом, проще было перечислять то, что не относилось к функциям МВД.

Образованный при МВД Департамент Внутренних дел подразделялся на 4 Экспедиции (к ним в 1806 году прибавилась еще и пятая), которые делились на Отделения, а те, в свою очередь на Столы, уже исполнявшие определенные обязанности. Например, 2-й Стол 1-го Отделения Экспедиции Государственного благоустройства ведал делами о починке и содержании дорог, мостов, почт, судоходства; делами о штатных полицейских командирах, ночной и пожарной стражей, содержанием тюрем, смирительных и работных домов, колодниками, отправлением рекрутской повинности, казармами, конюшнями, отоплением и освещением городов.

Разгрузить Министерство Внутренних дел предполагалось передачей в ведение Министерства Полиции двух Экспедиций из пяти. Этим и занялся Балашов. В состав  Министерства Полиции вошли «Экспедиция о спокойствии и благочинии» и «Экспедиция государственного хозяйства и мануфактур».

В результате грамотных и действенных мер Александра Дмитриевича, обладавшего незаурядными организаторскими способностями, 25 июня 1811 года последовало издание Устава Министерства Полиции. По нему все дела министерства были разделены на две части: «полиция предохранительная и полиция исполнительная». К первой части относились медицинские и карантинные дела,  продовольствие, магазины, безопасность дорог, цензура. Ко второй – приведение в исполнение приговоров, сбор недоимок, устройство внутренней стражи, смирительные заведения и тюрьмы.

Министерство имело три департамента: Хозяйственный, Исполнительный, Медицинский, делившиеся на Столы. Исполнительный, например, имел 2 стола: уголовной полиции и судебной.

2 сентября 1811 года, как о том пишет доктор права и философии Н. Варадинов в части I своей «Истории Министерства внутренних дел», изданной в Санкт-Петербурге в 1858 году, был утвержден и мундир для чиновников Министерства Полиции: «темно-зеленого цвета с подкладкой же зеленой, воротник, обшлага и выпушка малиновые суконные, камзол белый, пуговицы желтые с гербом».

В 1812 году устройство Министерства Полиции было завершено, и механизм его стал работать, как часы. На пост министра Полиции, а вернее, на должность Управляющего министерством был назначен Главнокомандующий Санкт-Петербурга, генерал от инфатерии (пехоты), Сергей Козьмич Вязьмитинов, а Балашов с письмом Александра I отправился объясняться с Наполеоном по поводу его перехода российских границ.

Документы тех лет явственно говорят о том, что бывший министр полиции весьма энергично объяснялся с императором французов, «опровергая мнимые причины, которыми Наполеон оправдывал начало неприязненных действий».

Предотвратить войну Балашову не удалось, но его действия были оценены, и Александр I оставляет его при себе для «особых поручений».

Александр Дмитриевич был одним из главных деятелей по призыву и организации народного ополчения. Он участвовал в Совете, выбравшем главнокомандующим российскими войсками М.И. Кутузова, воевал в кампанию Заграничных походов 1813-1815 годов, участвуя непосредственно в сражениях под Люценом в апреле и под Дрезденом в августе 1813 года, за что был награжден орденом святого Владимира I степени и прусским орденом Красного Орла.

После 1814 года Балашов выполнял различные поручения императора и лишь в 1818 году вернулся в Россию.

В 1819 году он был назначен генерал-губернатором огромного округа, куда входили Орловская, Тульская, Рязанская, Тамбовская и Воронежская губернии.

В довольно короткие сроки Александр Дмитриевич добился того, что сегодня  мы называем централизацией управления. Местных князьков, считавших губернию своей вотчиной, при нем значительно поубавилось: кого-то он снял с должностей своей властью, а кого и отправил по этапу в Сибирь. Это он основал Дом Трудолюбия в Рязани, воздвиг памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле, основывал в своем округе школы и училища.

В 1823 году Балашов был пожалован званием генерала от инфатерии, что соответствовало гражданскому чину действительного тайного советника. Выше были только генерал-фельдмаршал и канцлер.

А потом, в том же 1823 году умерла его жена, Елена Петровна, урожденная Бекетова. В 1824 трагически погибла дочь, только-только вышедшая замуж за князя А.Д. Волконского. И здоровье любящего мужа и отца пошатнулось.

В 1828 году он подал в отставку, но остался членом Государственного Совета империи. Долго лечился, что поддерживало его силы, но в 1837 году, 8 мая, по дороге в Кронштадт умер. Все четверо сыновей его, Дмитрий, Петр, Александр и Иван так же, как отец, предпочли служить Отечеству на военном поприще…


Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики