Образованная Россия. Насколько грамотным был русский человек в 17 веке?

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А

Образованная РоссияСвой уверенный путь по дороге к всеобщей грамотности Россия начала в 17 веке. Нет, конечно, еще в конце 15 в. в церковных кругах зародилась мысль о создании государственных церковных училищ грамоты, но еще более ста лет эти попытки разбивались о жесткое правление Ивана Грозного, о разногласия между ортодоксами и еретиками в данном вопросе. Официальная церковь стремилась к тому, чтобы в результате обучения ученик твердо усвоил постулаты православной веры, и этот аспект ставился во главу угла. Еретики же, кроме христианских добродетелей, важнейшей задачей обучения считали расширение индивидуальных возможностей человека, на что обращали особое внимание.

До 17 века следует также отметить начало книгопечатания в России, что сыграло немаловажную роль в контексте повышения уровня грамотности в обществе.

Вообще, в те времена считалось нормой получать начальное образование дома, приглашая к детям какого-нибудь грамотея, чаще всего из духовенства, но бывали и другие примеры.

Детей московской знати часто отдавали в школу Чудова монастыря, чье покровительство осуществлял патриарх. Исторические источники упоминают, что в монастыре было «много учеников», что дает возможность судить о достаточной популярности этой школы.

Буквально через несколько десятилетий в обществе уже появилось стремление дать своим детям повышенное образование, и в первую очередь это касалось знания иностранных языков.

Прежде всего, это было связано с тем, что во второй половине 17 века черты абсолютной монархии все более вплетались в стиль государственного правления, все больше проявляла себя бюрократия. Появлялись люди, занятые на государственной службе, и ничего кроме этого не делающие. Поскольку эти служащие трудились в Приказах, их называли приказными, и для того, чтобы попасть в число приказных, была необходима грамотность.

Говоря о государственных служащих, следует отдельно упомянуть дьяков, и подчинявшихся им подьячих. Дьяки и подьячие занимались письменными работами, вопросами оформления и составления документов, и были одними из самых образованных людей того времени.

Государственных Приказов было несколько. Самые образованные дьяки и подьячие работали в Посольском и Тайном Приказах. В Посольский приходила зарубежная (европейская) пресса, выпускалась первая рукописная газета «Вести-куранты», содержалась прекрасная библиотека. В целом, Посольский Приказ был светским культурным центром Москвы.

К просветительным учреждениям столицы нужно отнести древнейшие монастыри Богоявленский и Никольский, располагавшиеся в районе нынешней Никольской улицы. Они были центрами так называемой греческой колонии в столице.

Там проводилось обучение молодого поколения, трудились многочисленные иконописцы, и даже располагалась одна из самых лучших книгописных мастерских города (скрипторий). В начале 17 века произошло отделение Заиконоспасского монастыря от Никольского, и в последствии там начала свою работу знаменитая школа Симеона Полоцкого.

Необходимо отметить, что первое в стране высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – также располагалось чуть позже в здании Заиконоспасского монастыря.

Там же, на Никольской, находился Государев Печатный двор, примыкавшая к нему книжная лавка, а также Книжный и Иконный торговые ряды. Кроме того, при Печатном дворе работала Типографская школа.

Были в столице и школы, открытые иностранцами, например, - лютеранская школа, существовавшая с 1621 года. Там учили чтению, письму, счету, музыке, немецкому и латинскому языкам.

В целом, перечень дисциплин, преподававшихся в Московских школах во второй половине 17 века состоял обычно из классических языков (греческого и латыни), а также грамматики, счета, риторики, диалектики, музыки.

Общество становилось более читающим. Хочется обратить внимание на то, что именно купцы зачастую были не только образованными, но и «книжными» людьми.

Конечно, провинциальная Россия особенными роскошествами в плане образования не обладала. Тем не менее, даже совсем небольшие городки имели свои школы грамоты. В посадах, как водится, школы открывали при церквях.

Отдельно следует сказать несколько слов о профессиональном обучении ремесленников. Если родители хотели, чтобы их сын обучился какому-либо ремеслу, они могли отдать его в ученичество к ремесленнику. Для того, чтобы скрепить такую договоренность, составлялись «жилые» («учебные») записи на ученичество. Такие акты имели некую юридическую силу, и определяли обязательства ремесленника и его ученика друг перед другом.

В учебной записи обычно указывался срок обучения (чаще всего, 5 лет), обозначалось, что ученик повинуется во всем мастеру, а иногда и всей его семье, оговаривалась ответственность за порчу имущества и прочее. В ответ учитель обязывался обучать юношу "без всяких хитростей", что означало, что он не имел права утаивать от ученика какие-либо секреты своего ремесла.

В Москве ремеслу можно было обучиться на государственной основе – в дворцовых мастерских палатах. Оружейная, Золотая, Серебряная палаты с начала 17 века стали готовить квалифицированных ремесленников. Также этим занимались Пушкарский и другие приказы.

Некоторые подопечные мастерских палат получали кормовое жалованье, но для этого необходимо было достичь определенного навыка в своем ремесле и принимать участие в выполнении государственных заказов. Так что в самом начале молодой человек никак не мог рассчитывать на выдачу ему «кормовых».

Для того, чтобы ученик стал мастером, оформлялась специальная челобитная от лица мастера или самого ученика.

Конечно, эти сведения крайне сжаты, и не отражают полной картины образовательного процесса в те времена, но, я надеюсь, моя статья все же пролила свет на некоторые факты.

Комментариев:
9

  • 05.01.2017 15:20:41
    На самом деле археологами были найдены берестяные таблички 10века с надписями "яйцо, хлеб и пр.", скорее всего используемые хозяйками для подписи каких-то продуктов в доме т.е. уже в древней Руси был достаточно высокий уровень грамотности, чего не скажешь об остальном мире того времени, где образование действительно было частью привилегированного общества.

  • 05.01.2017 14:25:48
    )))

  • 06.03.2015 13:01:22
    Грамотность связано с христианством по вполне естественным причинам: пока большая часть страны батрачила на полях, "привилегированное" сословие (непонятно кем,правда) училась. Христиане освобождены от работ (кроме монахов),и поэтому могут учиться в свое удовольствие. А вообще, грамотность в широком смысле появилась в СССР только.

  • 14.02.2015 18:58:57
    Лично я также склоняюсь к тому, что православное христианство прочно и гармонично вплелось в нашу культуру и наши жизненные ценности. Однако в какой-то степени меня восхищают и древние языческие традиции, которые порой всплывают и в нашей жизни. Наверное, всему свое время и место - и язычеству, и христианству.

  • 14.02.2015 01:59:25
    Извиняюсь, язычество для русских истинная религия? На мой взгляд, язычество зародыш религии в виде верований. Все же именно православие сделало нас настоящими русскими в цивилизационном смысле.

  • 13.02.2015 13:38:17
    таким образом, через обязательное образование при церковных школах и распространялось христианство на Руси, стирая в головах русских людей их истинную религию?

  • 12.02.2015 00:32:30
    Алексей, конечно же, я ни в коем случае не хотела сказать, что понятие о грамотности появилось в 17 веке! Разумеется, этот процесс, как многие другие исторические процессы, протекал на протяжении многих веков издревле. Однако, мне было необходимо уместиться в какие-то разумные пределы по объему статьи, и потому я поставила некие хронологические рамки (17 век). Что касается самого качества образования, направления его развития на Руси, - тут вы, возможно, правы, но это тема для серьезной дискуссии, ну или для отдельной статьи=))

  • 11.02.2015 17:30:14
    Смею не согласиться с Вами. Образование на Руси появилось тогда, когда появился алфавит. Иначе, кто и как стал бы учиться этому алфавиту? А это не 17, а 9 век. То есть почти за 700 лет до описанных вами событий. Ещё князь Владимир Святой, креститель Руси, велел забирать детей знатных и не очень людей и отдавать их на обучение. А матери плакали об этих своих "студентах" как об умерших. Язычники тогда были. Христианство не сразу приняли. Ну, это раз. Образование понятие непростое. Что образует образование? Личность? Сомнительно. Как вы написали, еритики не только хотели присвоить основы веры, но и как-то личность расширить...возможности. Так вот, именно наличие у человека ясного и понятного мировоззрения расширяет его возможности. И никакими знаниями их больше не рассширить. Это факт. Кстати, мне кажется, это как раз недостаток современного образования, которое идёт от католического "латинского". Как вы написали - Славянский латинский университет. Это латинское образование не даёт чёткого мировоззрения. Даётся много знаний - математика, физика, раньше богословие. Но связи нет. Итого, выпускаются гордые своим образованием люди, которые, по сути, ничего не понимают. Тому есть яркие примеры, после окончания современной школы основная масса учеников забывает практически всё, чему учили. Остаются только наработанные навыки к письму и простому счёту. Потому что, связи нет. Не понятно - надо это или нет, важно или нет. В итоге, просто заучивают наизусть, не понимая сути. По ходу, так же учили и в латыни - заучивать наизусть, толком не понимая смысл. Это называется, умение говорить умные фразы, но плохо понимать их значение:)

  • 10.02.2015 00:12:09
    Значит, как и всегда грамотность зависела от доступа к образовательным ресурсам и желания обучающихся))
Оставить комментарий
Топ 5 авторов
Ник
279 Rajskij_Roman
170 Dmitriy
54 Elro
44 Lykov
31 Afn3
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики