Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

Или же посетите наш Магазин.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Самые популярные мотоциклы СССР

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Мотоциклу в Советском Союзе отводилось особое место. Как-никак, а страна позиционировалась как прогрессивная, но при этом большая часть населения не имела доступа к автомобилям. А ведь именно движущаяся техника – основной показатель прогресса в обществе! Как исправить этот недостаток? Ответ прост – сделать мотоцикл. Это тоже механическое средство передвижения. Но стоит оно на порядок меньше четырёхколёсных собратьев.

Мотоциклы в СССР приобрели большую популярность. И особенно это относилось к сельским населённым пунктам и малым городам. Молодой человек того времени, у которого был свой мотоцикл, автоматически повышал свой социальный статус в обществе. Примерно так же, как сейчас происходит с владельцами автомобилей. Так какие популярные модели мотоциклов были в СССР? Начнём с «низов».

КарпатыМопеды «Карпаты», «Рига», «Дельта»

Даже во время моего детства – около 1997-2000 года – эти мопеды были достаточно популярными. Хотя к этому времени они уже снимались с производства или выпускались последние модификации. На подобных мопедах было модно ездить молодым людям в возрасте от 12 до 14 лет. «Карпаты» или Карпатый, в народе, был детищем Львовского Мотозавода. Мопед с маленьким двигателем на 50 см3 развивал мощность около 1.5-2 л.с. Такой двигатель позволял транспортному средству массой порядка 50 кг разогнаться примерно до 55 км/ч. Очень неплохо, если учесть, что очень быстрая скорость для велосипеда (если кто ездил - поймёт) порядка 30 км/ч. Мопед был рассчитан на максимальную нагрузку в 100 кг. В жизни на нём ездили по 3 молодых человека разом, то есть около 120 кг. Мопед вполне справлялся. Интересное транспортное средство – мопед. Особенно для человека, который кроме велосипедов больше ни на чём не ездил.

Мопеды «Рига» и «Дельта» производились на Рижском Мотозаводе или «Саркана Звайгзне», на латвийском языке. Этот завод – один из старейших в СССР. Производство мопедов там было начато ещё в начале 20-х годов 20 века, когда, собственно, Прибалтика ещё не входила в состав Союза. Собственно мопеды Рижского завода почти ничем не отличались от Львовских. Даже наоборот – мотор «Карпатого» был позаимствован именно с «Риги».

МинскМотоцикл «Минск»

И здесь, начиная с производства уже серьёзной, взрослой мототехники, основную тему задают… кто? Правильно, немцы. Не давали советские власти развивать советские же технологии советскими же инженерами. Боялись чего-то. Так что вся основная передовая техника закупалась в Германии, ну, точнее вывозилась оттуда. А потом её без принципиальных изменений производили десятилетиями.

Кто задаёт тему в вопросе советских мотоциклов? Немецкая компания DKW. Знаете, что это за компания, которая являлась фактически мировым лидером в производстве мототехники до Второй мировой? Это прямой предок нынешней компании Audi! После войны DKW объединилась с ещё трёмя немецкими производителями и образовалась широкоизвестная сейчас компания. Именно отсюда четыре кольца в логотипе Ауди.

Вот такое отступление. Но что же с Минсками?

«Минский» - это последовательное развитие немецкого «маленького чуда» или мотоцикла DKW RT-125. Маленьким чудом прозвали мотоцикл неспроста. Первые буквы этих слов на немецком образовывали именно DKW. Лидеры компании считали, что это сочетание удачное и не отступали от него всё время до конца производства, хотя названия менялись.

Так вот, это чудо обладало двигателем в 123 кубических сантиметра и имело мощность от 5 до 6 с небольшим лошадиных сил. Такой двигатель позволял мотоциклу массой порядка 100 кг разгоняться до 70–90 км/ч. М1А – именно так именовалось «немецкое чудо» в советской интерпретации. Сначала мотоцикл производили в Москве, но потом решили перенести производство на минский велозавод. Так и появились знаменитые мотоциклы «Минск». Модель без сосбых изменений выпускалась до 1965 года.

Но самой знаменитой модификацией «Минскача» стала модель ММВЗ-3.111. Троечка означала двигатель объёмом до 125 см3, одиннадцать – дорожный мотоцикл и единичка – не помню что. С незначительными изменениями эта модель выпускалась до 1995 года. Соответственно менялся индекс – 3.111, потом 3.112, затем 3.113. А потом, то есть в наше время, на Мински стали устанавливать китайские движки. Если, конечно, не ошибаюсь. Но сейчас мотоциклы "Минск" – это во много китайские модели.

Итак, «эталон» 3.111 имел массу около 110 кг, двигатель 125 кубов мощностью 9,5 «лошадей». Допустимая нагрузка составляла 150 кг. То есть маленький мотоцикл, длиной чуть меньше 2 метров, мог довезти до рыбалки двух среднестатистических русских мужиков массой 75 кг. Двигатель позволял мотоциклу разогнаться до 95 км/ч. Очень неплохо, с учётом того, что мотоцикл был лишь немногим крупнее мопеда. По этой самой причине на «Минских» часто ездила молодёжь. И за это их любила милиция, которая лихо отлавливала молодых байкеров и «впаивала» ихним родителям приличные штрафы. По-моему, это было несправедливо. Ну и что, закон? Видите ли, можно только до 50 кубов без прав, а у «Минского» их аж 125… Но где же ещё ездить научиться, как не самостоятельно в родном селе? Вот и приходилось молодым гонщикам осваивать тактику тайного вождения, а в случае чего и «уходить» от «законного преследования» в труднодоступные для автомобилей места. Последующие модификации «Минска» незначительно прибавляли в мощности и так же незначительно совершенствовали свою конструкцию. Так Минск 3.112, который выпускался с 1980 по 1995 год, обладал двигателем мощностью 12 л.с. Это позволяло ему достигать уже почти 110 км/ч.

ВосходМотоциклы «Восход»

Город Ковров находится во Владимирской области. Не смотря на название в этом городе делают отнюдь не ковры, а мотоциклы. Именно здесь был основан в 1916 году Завод имени Дегтярёва. Только изначально предприятие занималось производством огнестрельного оружия. Но после перешло на выпуск мотоциклов. И сейчас носит название «ЗиД». Прежде всего, это мопеды, в наше время. Но в советские годы на предприятии производили мотоцикл «Восход».

Мотоцикл «Ковровец» К-175, который выпускался в период с 1957 по 1965, послужил основой для всех последующих мотоциклов завода. Не знаю, что послужило основой для К-175, но все модели «Восхода» оснащались единственным двигателем объёмом 173,6 см3.

Восход, Восход-2, 2М, 3, 3М, 3М «Люкс», «Турист»… Так вот выпускался примерно один и тот же мотоцикл с 1965 по 1993 год. Появлялись со временем некоторые конструктивные изменения. Но суть оставалась неизменной. Двигатель выдавал около 14 л.с., что позволяло ехать до 110 км/ч. «Восход» был тяжелее и мощнее «Минска», поэтому социальный статус был у него чуть выше.

ИжМотоциклы «Иж»

Ижевский Мотозавод занимался выпуском мототехники аж с 1924 года. Вроде как коллектив под руководством товарища Можарова (главного инженера) сумел буквально за несколько месяцев спроектировать и создать новый мотоцикл. Первые модели получили названия Иж1, 2….,5. Эти модели участвовали в первых пробегах по СССР. Однако дело… не шло. Не давали коллективу раскрутиться. Видимо, активно вставляли палки в колёса. И реально массовое производство мотоциклов стартовало после войны. К слову, модель Иж-8, примерно 1940 годов, была развитием первого советского мотоцикла Л-300. И вроде как эта модель в оригинале называлась «Люксус-300». Да, руководителем развития Л-300 был всё тот же П.В. Можаров. «Люксус» сильно смахивает на «Лексус». Хех, вот такая преемственность. Стоит оговориться. В 20-е годы российские промышленники, которые остались после гражданской войны влачили откровенно жалкое существование. Не знаю, откуда была взята модель Л-300, но, скорее всего, это один из немецких образцов мотоциклов 20-х годов. В Германии в это же время жили куда лучше.

DKW N-2-350. Вот такой стандарт был задан Ижевскому заводу в 1946 году. У нас модель назвали как Иж-350. И дело пошло. Наверное, компания Иж – одна из наиболее успешных производителей мотоциклов из всех советских. С 1946 по 2008 год было реализовано более 11 миллионов мотоциклов.

Итак, «Ижак»-Вожак 350-й выпускался с 1946 по 1951 год. Было произведено порядка 127 000 моделей. Потом на конвейер встал Иж-49, который производили с 51-го по 56-ой. Этот байк приобрели уже более 500 тысяч человек. Далее шёл Иж-56 (1956-1962), который нашёл аж 677 тысяч владельцев! А потом были Планеты и Юпитеры. Сначала просто, потом 2, 3, 4, 5 и дальше «пятёрки» дело не пошло. СССР распался и вместо мотоциклов стали брать вазовскую «классику».

Опять же, принципиального отличия между моделями «Ижаков» не было. Двигатель порядка 350 см3, который постепенно увеличил мощность с 14 до 24 л.с. Иж, пожалуй, единственный советский мотоцикл, который к середине-концу 80-х имел более-менее современный вид.

Причём, покупатели предпочитали именно модификацию «Юпитер», то есть с 2-мя цилиндрами. У «Планеты» цилиндр был один. И их – вот интересно – покупали примерно в 2 раза меньше. Хотя, это правило не всегда работало. Примерно подсчитал данные из Википедии, без учёта Планеты-Юпитера-5. Вышло, что Планет было реализовано порядка 2 с «лишним» миллионов, а Юпитеров 3 с «лишним». Так рекордсмен, Иж Юпитер-4 разошёлся тиражом аж в 1 миллион и 68 тысяч мотоциклов. В то время как Планету-4 приобрели порядка 167 000 человек. Это модели производились как раз в середине 80-х годов. Двигатель мощностью порядка 22-24 л.с. позволял мотоциклу уверенно «держать» 120 км/ч. Говорили, Юпитер-5 способен разогнаться до 160… Этот мотоцикл имел достаточно высокий статус в обществе. Его обладатель, особенно если это был молодой человек, считался весьма крутым парнем.

ЯваМотоцикл «Ява»

«Яву-яву-яву купил я на халяву». И это здорово, если «на халяву», так как в СССР и России 90-х не было мотоцикла лучше Явы! Это были самые быстрые и модные мотоциклы. Это уже потом, 2000-е, стали появляться «японцы», но до этого лидерство в народе было именно у Явы.

Чехословацкий концерн Jawa выпускал мотоциклы с конца 1920-х годов. Основную популярность в СССР приобрели различные вариации 250-й и 350-й Явы.

Двигатель, мощностью около 20 л.с. на мотоцикле Ява 350 позволял 150 килограммовому байку ехать более чем уверенно.В последующих модификациях доводили мощность двигателя до 30 л.с., хотя точных данных не нашёл.

ДнепрМотоциклы «Днепр»

ИМЗ М72 или немецкий BMW R71 стали производить не только в Ирбите, но и на заводе в Киеве, а так же в Нижнем Новгороде, который тогда назывался Горький. Но в Горьком мотоциклы, видимо, производили недолго. В результате подобные байки с коляской остались только на Урале и Днепре. Так их и стали называть.

Киевский Мотоциклетный Завод был создан в 1945 году. Точнее реорганизован из Бронетанкового ремонтного завода №8. Модель К-750 стала основой для последующих мотоциклов «Днепр». Как обычно, производство постепенно развивалось: К-650 (МТ-8), МТ-9, МТ-10, МВ650 М1, МТ 10-36, Днепр-11, 12, 16… Эти мотоциклы были весьма похожи на собратьев с Урала. Но имели и некоторые отличия (какие именно точно не знаю). Говорят, «Днепр» отличался худшим по сравнению с «Уралом» качеством изготовления. Выпускались модели с «полным» приводом, то есть с приводом и на коляску, помимо заднего колеса.

Двигатели последних версий объёмом примерно 750 см3 развивали от 32 до 36 л.с. Для подобной машины это вполне достаточно, чтобы не только уверенно ехать по трассе, но и преодолевать бездорожье.

Вроде как в 2008 году КМЗ и его продукция удостоилась звания одного из лучших продуктов Украины. Не знаю, в каком состоянии производство находится сейчас, но на официальном сайте завода показаны две модели: Днепр-11М и Днепр-16М. У обоих мотоциклов двигатели на 649 «кубов». Мощность 32 лошадиные силы и крутящий момент 47 Ньютон-метров. Это несколько меньше, чем у аналогов с Урала.

УралМотоциклы «Урал»

Как уже было написано выше, мотоциклы «Урал» ведут свою историю с немецких тяжёлых мотоциклов БМВ. Сейчас на заводе в Ирбите выпускается порядка 10 различных моделей мотоцикла, которые, тем не менее, очень похожи друг на друга. Фактически, современные модели – это модернизация мотоцикла ИМЗ-8, который выпускался в 1985-1986 годах.

Интересно то, что основным потребителем данных мотоциклов является Америка и Европа. Как ни странно, но там их очень любят. У нас же предпочитают жаловаться на высокую стоимость и устаревшую конструкцию. 600 000 рублей. Такова примерная стоимость современного мотоцикла Урал. Кто-то, а точнее многие, вероятно, скажут: «Вот хлам! Сколько можно его производить? » и будут… не правы. Да столько, сколько нужно! Почему какой-нибудь квадроцикл, стоимостью 900 000 рублей берут и не заикаются тысячи, а «Урал» едва ли пару десятков на всю Россию? Что, шибко хуже? Вот, американцы его семь сотен в год берут и ничего, а что у них «квадрики» не продаются? Или кто-то считает, что Урал Gear Up сильно уступает Ямаха Гризли 700, который больше миллиона стоит? Уверен, Gear Up как минимум не хуже по проходимости. Как минимум.

Так почему же мы сотнями берём чужой продукт и вовсе не покупаем своего? Не уважаем мы свою страну, не уважаем… А зря!


Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики