Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

Или же посетите наш Магазин.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Русь обретает веру

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

После смерти бесконечно воинствующего Святослава Игоревича, между тремя его сыновьями, которые правили назначенными им землями, разразилась борьба за первенство. Победу одержал младший из наследников - Владимир, правящий с 969-го года в Новгороде, а спустя одиннадцать лет, ставший самовластным правителем Киевской Руси. Конечно же, искоренить традиционное вече и совет старейшин он не мог - да и едва ли желал; будучи человеком жестким (нередко жестоким) и импульсивным, он всегда стремился окружить себя более зрелыми и мудрыми наставниками. 

    Владимир Святославович значительно укрепил военную мощь Киевского государства, по примеру отца, проявив себя в завоевательных походах. Ему покорились древние прусско-литовские племена, несколько польских городов, сражался он также и с печенегами. К сожалению, в жизни Владимир оставался, столь же груб, как и на полях сражений. Известна ужасающая история о Рогнеде, княжне полоцкой, ставшей его первой женой, а беременную вдову Ярополка он сделал своей наложницей, которых, по преданиям, было неимоверное множество. Но неужели лишь своим отнюдь не безукоризненным нравом известен Владимир? 

   Народ, находящийся под властью киевских князей, много веков принадлежал к культуре язычников. Особые районы земель, капища, становились сценой для всевозможных обрядов, танцев, песен и сборищ, а возвышались над простыми смертными идолы славянских богов. Перун, покровитель князей, спутник военных побед, символ огня небесного, был наиболее почитаемым из них, хоть прародителем богов по славянским верованиям и был Род. Наряду с Перуном известен также Сварог, покровитель семейного очага и кузнечного дела, помимо непобедимого воина он олицетворял собой также ремесло и труд. Женским аналогом Сварога являлась длиннорукая ткачиха Мокошь. Бог охраны домашнего очага и славянских границ, славянского народа, Чур, видимо, до сих пор непреднамеренно обитает с нами, когда мы произносим "Чур, меня!", желая оградиться от какой-либо угрозы. Знаете отечественный мультфильм "Князь Владимир"? Возможно, в нем была допущена некоторая неточность в сцене с жертвоприношением. Идола гусляра Велеса, не менее известного в то время чем Перун, задабривали именно скотом - быками и овцами - чьим покровителем он и являлся. Славянский глагол "яровать" - яростно неистовствовать, является отсылкой к богу страсти и пылкости - Ярило. В числе наиболее значимых славянских божеств также состоит Стрибог, отец всех ветров, к коему нередко обращались воины перед военными походами. Еще, вероятно, они молились Белобогу, носителю удачи, а вот его противоположность, Чернобога, всячески избегали и вовсе старались не упоминать. 

   Христианство в это время тоже было развито, хоть и не являлось единой религией. Например, крупная христианская община располагалась в Хазарии, где совершали обряд крещения норманнские купцы, в Византии также была возведена церковь - Святого Ильи. Ольга, бабушка Владимира, в 955-ом крестилась в Византии, но все, же официально крестил Русь ее внук.

   К принятию христианства Владимир пришел весьма своеобразно, во время своего похода на Херсонес (Корсунь) в 988-ом году. Осада города продолжалась весьма длительное время, за которое византийским императорам было выдвинуто требование, заключавшееся, в том, что либо они отдают ему в жены свою сестру Анну, либо Киевское государство идет с полноценной войной на Византию. Императоры согласились, но с условием, что Владимир обязан принять христианство - иначе жениться на византийской царевне не представлялось возможным. Является ли крещение Руси лишь случайностью, всего-навсего побочным эффектом части договора правителей?

   После крещения, неизвестно почему, но в летописях говорится, что Владимир стал абсолютно иным человеком, не осталось и следа от вспыльчивого жестокого правителя; лишь воплощение важнейших христианских заповедей о любви к ближним. Креститель Руси вошел в историю как Владимир Святой, в народных былинах, песнях и преданиях его ласково именовали Владимир Красное Солнышко. 

   Последствия принятия Русью единой иноземной веры весьма противоречивы. Она сплотила народы и укрепила государство, которое ожидал невероятный подъем. Киевская Русь развивала свою городскую архитектуру, появились первые истоки образования; византийские книги переводились на славянские языки. Тогда же зародилось и начало распространяться монастырское строение. Впрочем, не стоит забывать и об изнанке христианства - носители языческой культуры, желавшие сохранить ее, подвергались преследованиям и, вероятно, истреблению. 

   Является ли последнее из наиболее значимых событий жизни Владимира - вооруженный поход на город Новгород, где княжил его родной сын - действием подлинного христианина? 

Комментариев:
14

  • 09.08.2017 17:32:08
    Стал ли Владимир "совсем другим" человеком - я так понял, что этот вопрос ставит автор. Думаю, что нет. Он принимал христианство как государственную религию, а значит руководствовался соображениями политическими, государственными, а не совестными. Но только вера, творимая в чистоте совести (Ап.), преображает людей.

  • 28.06.2017 21:54:39
    На мой взгляд, принятие христианства именно по византийскому образцу способствовало сближению Руси с Византийской империей, которая в то время была культурным центром мира, в отличие от темной и необразованной Европы.

  • 25.03.2017 06:49:35
    Многие цари были жестокими

  • 17.03.2017 15:43:47
    Все когда-то обретают веру

  • 16.03.2017 19:35:01
    Полина, такие статьи интересные, с удовольствием прочту еще.

  • 14.03.2017 12:15:50
    Да, согласна.

  • 14.03.2017 08:26:04
    Если верить историкам, Иван IV стал особенно беспощадным ко всем, когда бояре отравили его любимую жену, Анастасию. Якобы это несчастье и подорвало его психическое здоровье. Но с другой стороны, любой окажись в подобной ситуации, перестанет доверять людям, особенно своему окружению, всех будет подозревать. Ведь всё-таки при Иване Грозном наше государство стало сильным, мощным, расширило свои границы. А если говорить в целом о правителях, ведь обязательно находятся поданные, которые их боготворят, и те, кто люто ненавидит. Как это ни банально прозвучит, но получается, на вкус и цвет...

  • 14.03.2017 02:27:44
    Не в общепринятом смысле, как по мне. Истинный правитель - и лидер - должен вызывать нечто вроде восхищения, трепета, благоговения. Разумеется, в разумных пределах. Страх перед таким человеком не должен быть на уровне боязни наказания за малейшую провинность, скорее, опасение подвести его и государство чем-либо, просто потому что ты доверился этому человеку, как отцу с матерью, например, но в итоге совершил нечто такое, за что тебе даже стыдно в глаза ему посмотреть. Грубо говоря, предал его веру в тебя и не оправдал надежд. Долго можно расписывать.

  • 14.03.2017 02:20:43
    А стоит ли бояться государей?

  • 14.03.2017 02:17:37
    Алена, к сожалению, не могу ответить на ваш вопрос - по исторической исследовательской части не читала еще подобной литературы. Насчет Владимира, конечно же, можно списать все на время. В тот период царила вседозволенность в "высших" кругах, то есть, в дружине князя (трудно представить себе кузнеца, к примеру, или музыканта с подобной манерой поведения абсолютно во всем); мужчины привыкали к завоеваниям и вседозволенности. Частый захват новых земель ввиду расширения территорий, народов, обитающих там - сие трудно представить без жестокости и кровопролития. Возможно, это отразилось и на потомках. На Иване Грозном окружение тоже сказалось. Как вам, вероятно, известно, на момент смерти матери, когда ему было всего около десяти лет, вроде бы, опекали его Шуйские, которые попутно успевали конфликтовать с другими кланами бояр - по-видимому, с ранних лет он окружен был насилием и дикарством. Уже не самая благоприятная обстановка, даже их денежные реформы невольно создают образ безжалостных "завоевателей". Чеканились на монетах явно воинствующие всадники с копьями (в Новгороде, отсюда и "копейка"). В самом начале правления, 1547-ом году, разгорелся Московский пожар, что привело к панике среди населения, восстаниям, которые приходилось подавлять. Военные походы сороковых годов тоже особого успеха не имели. Обстановка в Европе также ужасающая. Вот и вытекло... А по поводу вашей верной аналогии с бизнесом - читали Макиавелли? "Скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государства, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных..."

  • 13.03.2017 21:41:23
    Прочитала о том, что Владимир до крещения был жесток. Сразу же вспомнился еще один жестокий представитель династии Рюриковичей - Иван Грозный. Вот я и задумалась: Почему правители такие жестокие? Ответственность большая, и нужно, как, например, в современном бизнесе, не быть мягкотелым, иначе "съедят" (в случае с великим князем - сместят с "трона")? Или же этот "ген жестокости" (или, возможно, психическое заболевание) передавался по наследству? У историков нет размышлений на эту тему? Мне раньше не попадались. Может быть, подобные исследования проводились в последнее время?

  • 13.03.2017 15:35:42
    Все может быть, но христианство порой протеворечиво

  • 13.03.2017 12:46:12
    Делитесь размышлениями :)

  • 13.03.2017 12:32:37
    Спасибо, Полина. Очень интересно. Есть о чем поразмышлять )

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
36 Venera
17 YagodkinAnatoll
16 Rajskij_Roman
10 Lykov
7 Elro
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики