Вавилонская башня: о каноне, домыслах и поиске истины

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес;
и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
[Бытие 11:4]

Так ли всё однозначно и понятно в истории с Вавилонской башней? И кому сегодня интересна эта тема? Воодушевлённая тем, что есть хотя бы один человек кроме меня, кому эта тема кажется интересной, и не пребывая в полной уверенности, что у меня получится свести все мысли и факты воедино, я всё-таки решила попытаться посмотреть на историю Вавилонской башней с другой, неканонической стороны.

История Вавилонской башни, описанная на страницах Библии, широко известна среди не только верующих и учёных, но и даже совсем далёких от пристрастия к книгам людей. Может, вам, конечно, и не перескажут историю строительства легендарной башни со следующей из неё моралью, но словосочетание будет, скорее всего, известно и школьникам. В наши дни эта давняя история стала символом гордыни и объяснением причины возникновения разных языков на нашей планете.

Но когда что-то утверждается в статусе канона, это несёт в себе некоторые особенности. Общепринятое может вызывать вопросы, как правило, у относительно небольшого процента людей, которым вообще интересна эта тема. Для большинства верующих сомневаться в том, чему учит Церковь, вообще недопустимо и грешно, и можно сразу назвать ересью без раздумий желания просто поразмыслить над другими версиями событий давно минувший дней.

Мне хотелось бы обратиться к канону и предположениям, которые можно этим каноническим утверждениям противопоставить. Есть текст Библии и его традиционное истолкование. Значит, можно говорить о том, что традиционное понимание смысла в принятии решения строить, и самом строительстве Вавилонской башни - это и есть только истолкование богословами, например, а значит, простор для размышлений у нас имеется.

О чем же говорит нам текст Священного Писания? Передо мной библейский текст Синодального перевода, Ветхий Завет, Бытие, 11 глава. В ней повествуется о том, как во времена когда "на всей земле был один язык и одно наречие", люди, двинувшись с Востока, находят себе подходящую для жизни равнину в земле Сеннар, и селятся на ней. И оказывается, у них есть некое намерение. Важное для этих людей намерение. Они договариваются о том, что приготовят строительный материал и начнут строить город и ещё нечто. Это башня, или что-то очень напоминающее башню. Но во время строительства сходит (откуда?) Господь, и этому строительству препятствует, Он делает так, чтобы люди перестали понимать друг друга - смешивает языки. Участники процесса не могут ни о чем договориться, и строительство прекращается. После этого Господь рассеивает народы по всей земле. Традиционное истолкование этого текста сводится к тому, что причины строительства башни - тщеславие и гордыня людская, а действия Бога - спасение людей от ими самими "заваренной каши".

Неужели может существовать другая версия развёртывания событий в этой ветхозаветной истории? Оказывается, может.

Слышали ли вы что-либо о катарах? А о богомилах? Катары переняли и исповедовали религию богомилов и населяли в прошлом часть современной Европы. Это часть Франции, Италии, Германии. В зависимости от места поселения могли называться по-разному - альбигойцами, ткачами, существуют и другие названия. Катары представляли собой христианское религиозное движение, достигшее пика своего развития в 12-13 веках. Являли собой неофициального противника Римской Католической Церкви, но сами допускали существование её учения, как и прочих других. Считали себя истинными христианами, а своё учение - единственно правильным. Главным текстом для них являлся Новый Завет, особенно они почитали Евангелие от Иоанна.

Катары имели свое устройство жизни, которое выражалось в общинах, и различных традициях и правилах, бытовавших в них.

Но кто же такие богомилы, и какую религию переняли у них катары? Богомилы - это также религиозное, также христианское движение, зародившееся на Балканах, точнее в Болгарии, и просуществовавшее (по-крайней мере, активно), с 10 по 15 века. Во что же верили богомилы? А верили они в то, что есть истинный Бог - Отец Небесный, который может только любить, и не может наказывать. Он пребывает в Свете, и всё, что с ним связано - тоже Свет. И есть некий Сатанаил, возможно, старший сын Бога, но, по-какой-то причине, он несовершенен. Он - и есть, по мнению богомилов, создатель нашего материального мира, в котором возможна несправедливость, который конечен и потому несовершенен. Его также называли "князем мира сего" и "дьяволом". Этот Сатанаил и правил, согласно учению богомилов, на протяжении всего времени, которое описывается в Ветхом Завете. Этот бог Ветхого Завета пытается ввести в заблуждение людей, чтобы они не смогли познать истину (кто их истинный любящий Отец, и кому следует на самом деле поклоняться, чтобы спастись, попасть в Царство Божие) заставляет себе поклонятся и всячески мучает людей. Иисус Христос, как можно уже предположить, исходя из логики изложения, - сын истинного Отца Небесного, он приходит, чтобы напомнить людям об их связи со своим Отцом. О Свете, который внутри них, и который позволит освободиться от власти "бога гнева", и, погибнув на Кресте, отменить власть князя мира сего.

Так вот, исходя из данной логики веры богомилов и катаров, можно по иному взглянуть на историю строительства Вавилонской башни. Люди решают строить башню не из тщеславия и гордыни. Они, интуитивно чувствуя, что есть Истинный Бог, внутренне тянутся к нему, хотят приблизиться, вырваться из власти бога гнева. Этот интуитивный порыв и есть строительство башни. Приблизиться к любящему Отцу, воссоединиться с Ним - вот с чем связаны действия людей населявших землю Сеннар.

Ко всему выше написанному хочется добавить, что данная версия не претендует на какую бы то ни было истинность, но является лишь альтернативным видением событий, описанных на страницах Библии, в Ветхом Завете, главе 11.

Комментариев:
16

  • 16.08.2017 15:15:34
    Миф о Вавилонской башне "объясняющий". А именно, он призван объяснить многообразие культур. Многообразие - это хорошо или плохо? Дело в том, что каждый из 72 языков, разделивших людей - это свой путь к Господу. Человечество, чтобы состояться как полнота человечности, должно пройти все эти пути. Вавилонская же башня - символ того, что люди хотели прийти к Богу одним путём. Но они бы тогда не состоялись как человечество

  • 11.08.2016 19:17:11
    Интересна как и статья, так и рассуждения под ней!

  • 07.07.2016 23:40:52
    Очень интересная точка зрения! Я вообще альбигойцев и их мировоззрение люблю большой любовью.

  • 21.06.2016 18:15:28
    Если не ошибаюсь, то люди начали строить башню, чтобы дотянуться до неба? Но у них того не получилось, но за то единая раса стала многоликой, многонациональной и разноязычной

  • 18.05.2016 12:44:21
    Мила, мне тоже импонирует их толкование. Обычно у нас в обществе преобладает мнение, что башня - символ гордыни, так что ваше мнение мне лично приятно.

  • 14.05.2016 20:29:20
    Мне нравится толкование богомилов и катаров. Жаль, что башня была разрушена, люди разбросаны, единый язык забыт. Люди не только говорят на разных языках, но и враждуют. Жаль.

  • 03.06.2015 06:58:32
    Да, Селим, согласна, что напоминает гностицизм. Видимо их религии формировались, соприкасаясь с теми же источниками. Насчёт апокрифов, - тоже согласна, несмотря на то, что их многие считают сомнительными, а ортодоксальные христиане, скорее всего, отвергают, лично я считаю эти тексты важными и имеющими большой смысл.

  • 02.06.2015 18:27:19
    Судя по описаниям мировоззрения этих богомилов и катаров, их религия очень напоминает гностицизм, который трудно трактовать однозначно и систематизировано, так как он нашёл широкую известность во время экспансии Александра Македонского, путём синтеза многих религиозных систем и воззрений востока и запада, и распространился по всей Средней Азии (вспомним, где географически располагался Вавилон). А что бы лучше разобраться и проанализировать ту или иную главу писания, стоит так же изучать апокрифы и альтернативные источники

  • 27.05.2015 14:41:28
    Жития святых. Там философия. Добро противоречит злу. "И свет во тьме светит. И тьма НЕ ОБЪЯЛА его". Нельзя навредить природе, не навредив человеку. Наличие развитой промышленности есть лукавое добро для человека. Сиюминутное. Но, по сути (без ограничения времени) - зло.

  • 27.05.2015 13:25:17
    Нет, не утомили. Напротив, интересно всё это. Спасибо за такой заинтересованный и "живой" комментарий. Попробую ответить на ваш вопрос, умею ли я отличить добро от зла. Добро и зло, это, условно, как мы условимся, что есть добро, например, для человека, или природы, то того и будем отталкиваться. Жизнь нам и даётся, я думаю, чтобы научиться жить. Если принять, что добро для человека, это то - что хорошо для его жизни - здоровье, хорошие отношения с окружающими, иметь чего-то материального ровно столько, сколько действительно нужно, и не обманываться, что для счастья нужно иметь много материального, научиться осознанной жизни, - то тут и надо разбираться, где границы проходят, между необходимым и разрушающим или пустым. Если принять, что для природы добро,- то, что хорошо для неё, то, это будет равновесие, а нарушение равновесия - уже зло для неё. Потому как космос в определённом порядке находится (он и сам есть порядок:)). Тут мудрость нужна , чтобы в тонкостях этих разбираться. "Добро и зло переплетены", как утверждается в одном из Восточных философских учений. (Ещё одно подтверждение, что древние далеко не дураки были:)) И "Дьявол кроется в мелочах". Поэтому человек должен быть бдителен, чтобы не обмануться. А какие вы материалы изучали по христианству?

  • 27.05.2015 12:56:45
    Лика, спасибо, за положительную оценку.

  • 26.05.2015 15:56:02
    Есть такое явление, современные люди считают, что древние были глупее. И многое выдумывали. Это миф:) Современные люди несравненно глупее древних. Речь об учёных:)

  • 26.05.2015 15:22:46
    По мне так этот миф - попытка древних людей объяснить многообразие национальных культур человеческой расы.

  • 26.05.2015 03:48:12
    Очень интересная статья!

  • 25.05.2015 14:02:04
    Знаете, что ещё интересно? В последнее время поразительно часто всплывают намёки о создании Нового Вавилона. Прежде всего фильмы. Чуть ли не вся серьёзная фантастика говорит об объединении человечества в один прекрасный мир. Вот недавно фильм в кино смотрел "земля будущего", есть фильм "новый вавилон" боевик. Терминатор, матрица... Все ооворят о том, что люди как бы объединяться в один э нос " один язык и наречие". В разных фильмах им противостоят роботы, инопланетяне и пр. Но смысл не меняется.Глобализация, объединение:) Небоскрёбы создавались как усмешка и привет вааилонской ашне:) Время, когда люди объединяться (отсюда) достигнут Наивысшего уровня жизни за всю историю и даже станут бессмертными, в этой самой библии именуется Апокалипсис:) А лидером этого единого идеальнооо мира станет Бог:) Он же Сатаниус.:) Он же Антихрист. Это Новый Вавилон:) намёки из фильмов и пртчего, призыв откинуть предрассудки (религии) и объединиться говорит о том, что Рая на Земле и бессмертия ждать осталось недолго:) Вот такая интересная тема, эта Вавилонская башня.:)

  • 25.05.2015 13:30:34
    Кто ищет, тот найдёт:) Ересь - это когда ваша версия есть истина и за эту истину вы готовы всех на кол посадить:) вы даже не представляете, сколько было версий и трактовок христианства! Но! Изначальный смысл, который несли апостолы, один. Могу и явысказать версию, которая мне кажется правдивой:). Иисус -это не есть сые, как мы понимаем сие, он и нсть Отец и Бог. Тот самый. Эт раз. Второе, вы в начале выписку из Библии привели. Так вот, "прежде чем.... сделаем себе имя" как-то так. Себе:) Тщеславие - это такая коварная и малозаметная штука, которая умеет мастерски маскироваться под благочестие. Но делает по сути всё для себя. И ради себя. У этого явления есть последствия, как есть последствия и у любой болезни. Вот эта история с башней - она цепочкой тянется по всей библейской истории. Люди задумывали, Бог реагировал. Ну, тут с яблока стоит начать:) Правдой и совестью, которая не желает зла своему созданию (её ещё Бог именуют) было сказано первому человеку не есть плод Познания (!) Добра и зла. А ведь он не зря был придумал. Сатаниус:) переводится как Отступник. Это ангел. Творение. Там тоже целая история с этими ангелами, но в библии она не отражается. Змеем он прореламировал сие яблоко, заложив зачатки профессионального маркетинга и обманул полуправдой людей. Слопали они яблоко познания. И увидели, что они дерьмо по сравнению с Богом. И стали сильно стыдиться себя и своей причастности к Богу. (А эта причастность прежде всего проявлялась через способность размножения, потому-то стыд прикрывал половые органы). Бог мог переделать людей, но уважал их выбор. Люди стали познавать добро и зло. И для этого им надлежало умирать и болеть. И вместе с людьми в это состояние перешла ВСЯ ВСЕЛЕГНАЯ. И земля. Планета Земля. Выбор человека свёл всё его царство в мир смертный (царство человека - Земля). Потому и говорят, что рай начинался у реки тигр и ефрат. Это географическое место До падения человека. Человек сделал выбор. Он стремился стать лучше:) Тпактовкм?:) А назвали падением. Потому и потом все дела человнка, который он делал по своему умыслу и Без совещания с Богом ( люди умеют это делать:)) из-за "первородного греха" стали злыми. Тут и башня и свободный образ жизни в Содоме и Гомморе и множество трактовок учения, источник которых исключительно ум людей. Смысл жизни:) ради чего человек (по собственному выбору!) Попал в смертный мир. Отлияить и уметь отличить добро от зла. Это и есть смысл земной жизни. Что такое хтрошо и что такое плохо:) Ключевой вопрос:) Марина, вы умеете добро от зла отличить? Как там певица Максим поёт? "я не знаю, где правда, не знаю, гюе ложь... я не помню сколько ыидела лиц... но когда в ладони с небес..." хех. вот такая длинная трактовка вышла. Извините, если утомил.

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Twin-m-s
1 Lykov
1 Alinka
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики