Титаник - два фильма об одной катастрофе

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

На историю человечества, к сожалению, хватало катастроф - как природных, так и рукотворных. Но почему-то именно история корабля "Титаник", отправившегося в свое первое и единственное плаванье в 1912 году, породила столько фильмов, как никакая другая! Да, это не только красивый фильм с Леонардо ди Каприо. И можно понять почему. Это была история невероятного взлета человеческой мысли... но и гордыни тоже. Помните главную проблему "Титаника"? Нехватку спасательных шлюпок. Газеты кричали о "непотопляемости" корабля, и подстраховаться никто не додумался. Да и идея повысить скорость ночью, в водах, где было много дрейфующих льдов - глупость даже с точки зрения абсолютного дилетанта в таком деле (как я). Но не будем об этом. Я решила написать эту статью не для того, чтобы говорить о том, о чем уже переговорено - а про "Титаник" уже известно, кажется, все, вплоть до имен и дальнейшей судьбы выживших пассажиров. Я хочу поговорить об экранизациях. А их действительно много, и разных - притом, что канва у режиссеров одна и та же. Самой знаменитой 1997 года и менее известном мини-сериале 1996. 

"Титаник" 1997 г. режиссер Джеймс Кэмерон

Самая популярная экранизация. Ее знают все, ее показывают по телевидению минимум раз в год. И пародируют в других фильмах - что тоже доказательство популярности.

Он довольно простой. История любви богатой девушки Розы и бедного художника Джека Доссона.

Что может не понравится в этом фильме? Лично мне - однобокое восприятие пассажиров с точки зрения классов. Пассажиры 1-го класса, самые богатые, сплошь высокомерные снобы. Роза задыхается среди них. Таковы и ее мать, и жених. Разговоры вокруг нее ведутся исключительно о нарядах и состояниях. Единственный живой человек из ее окружения - Молли Браун, которую в обществе не очень любят именно поэтому - она живая и естественная. У бедняков, среди пассажиров 3 го класса, все по-другому - они свободны, веселы и счастливы.

Сериал "Титаник" 1996 г.  режиссер Роберт Либерман

За что хочется сказать спасибо Роберту Либерману - это за то, что в фильме мы видим не "пассажиров такого-то класса", а персонажей. Со своей историей. Хотя тему "снобизма" пассажиров 1 го класса он тоже не смог обойти - к примеру, одну из главных героинь осуждают в обществе, когда она решительно отказывается дальше носить траур по умершей тете, что требуют от нее приличия.

Изабелла Парадайн - пассажирка 1 го класса. Она возвращается в Америку к мужу и дочери. Но ее ждет не очень приятный сюрприз - на корабле ее первая любовь - видимо, отец ее дочери Клэр, мистер Парк. Поначалу она держится с ним холодно, но чувства есть чувства. Общество вокруг нее разное - не сплошь снобы, хотя такие там тоже есть (бабушка и внучка), а к одной из дам она даже обращается за советом. И после разговора с ней решается отправить мужу телеграмму, что уходит от него. Этим, кстати, Либерман отдал дань факту - некоторые предупреждения об айсбергах не дошли из-за того, что телеграфисты передавали телеграммы богатых пассажиров, в которых те делились впечатлениями от плавания. Но вернемся к фильму.

Получил муж Изабеллы телеграмму или нет - неизвестно. Но высшие силы распорядились жизнью Изабеллы иначе.

Вторая пара - из третьего класса. Воришка, укравший билет и документы у своего случайного знакомого и ирландская девушка, отправившаяся в Америку за лучшей жизнью.

Вообще тема судьбы, которую все герои пытаются перебороть, здесь одна из главных - впрочем, в таком фильме она быть просто обязана. Но чаще всего Судьба оказывается сильнее. Если в "Титанике" 1997 года никто из пассажиров понятия не имеет о грядущей катастрофе, то здесь во время той же посадки неподалеку стоит слепая старушка с колокольчиком и кричит: "Умрете, грешники! Вас поглотит морская пучина!". Но этот крик не доходит до пассажиров. Кража билета у мистера Дики, которую он воспринимает, как личную катастрофу. Интересно смотреть, как там же, во время отправления, он кричит, что его ограбили, "украли его жизнь", которая была на этом корабле. Пока не представляя, что на корабле, скорее всего, была его смерть. С судьбой пытается поспорить Изабелла Парадайн, решив уйти от немолодого мужа к любимому. Но Судьба оказывается против. Также, как в случае с Розой и Джеком, остаться вместе им не суждено.

Даже в фильмах-катастрофах должен быть жизнеутверждающий финал. Какой финал мы считаем хорошим? Такой, где главные герои в конце побеждают - не просто остаются в живых, но и оказываются сильнее судьбы. В "Титанике" Кэмерона финал именно такой. Даже смерть Джека выглядит не как поражение, а как своеобразная победа - он погибает, спасая Розу. Сама Роза даже после смерти Джека не возвращается к жестокому жениху. Она начинает жить своей собственной жизнью, в которой ни ему, ни даже матери нет места. Многих зрителей, кстати, удивляло, что за годы, хоть Роза и стала актрисой, мать ее не отыскала. Но это неважно. Важна ее победа. Внутренняя и внешняя победа над обстоятельствами, и даже вызвавший много споров жест с выбрасыванием бриллианта "Сердце океана" в океан тоже выглядит, как ее победа (кстати, а где еще быть "Сердцу океана", как не в океане?).

В сериале дело обстоит иначе. Но эта история более взрослая - в ней нельзя однозначно сказать, победили ли герои. Воришка и ирландка - да. Их ждет новая жизнь. Но возлюбленный Изабеллы погибает, а муж либо не получает телеграмму, либо делает вид, что не получил ее. И в конце они с маленькой дочерью встречают Изабеллу в порту, куда их привез спасший их пароход "Карпатия". И мы понимаем, что Изабелла теперь не сделает ничего, чтобы изменить свою жизнь. Не разведется с мужем и не заберет дочь, которая ведь и не его. Она смирилась с судьбой, хотя в начале фильма заявляет, что не верит в нее. Вот кто может сказать, хороший это финал или плохой? Немолодой муж производит в принципе приятное впечатление, как человек доброжелательный (ничего общего с женихом Розы, считающим, что если у него есть деньги, ему все дозволено, и все продается и покупается). Семья сохранилась. Но хочется верить, что что-то изменилось внутри Изабеллы - она стала сильнее.

Комментариев:
8

  • 03.02.2018 10:07:13
    Не знаю. В первом классе тоже разные люди попадались. Сын директора компании Уай стайр лайн расталкивал женщин и детей, чтобы занять место в шлюпке. Но его потом в обществе не принимали ни в Англии, ни в Америке. Другие могли вести себя достойно.

  • 03.02.2018 06:26:43
    К людям 3-его класса всегда относились хуже. Возможно их запирали. А даже, если и не запирали, то богатеи все равно бы их оттолкнули

  • 01.02.2018 10:00:34
    Да, меня этот эпизод с колыбельной тоже поразил. Этой страшной покорностью. Но, думаю, это, скорее всего, придуманная история - приказ капитана был: "Только женщины и дети". Женщин и детей сажали в шлюпки в первую очередь. Скорее, мужчинам было сложнее спастись. Значит, такого быть не должно было. Может, ее добавили в противовес Розе, которая решила: "Я ни за что не сдамся" - и не сдалась! Выжила наперекор всему. Во всяком случае, так точно и не известно, запирали ли пассажиров третьего класса, пока богатые рассаживаются, или нет.

  • 31.01.2018 20:45:45
    "Титаник" - действительно популярный фильм, но очень тяжелый для восприятия. Ни одну версию не посмотрела полностью от начала до конца, только урывками, какими-то кусочками, хотя хорошо знаю, о чем фильм и чем там всё заканчивается. В версии Кэмерона запомнила один эпизод. Когда Титаник шел ко дну (а происходило это долго), на нижней палубе (если я не ошибаюсь) закрыли людей из рабочего (низшего) класса. Их не пускали наверх, чтобы они не помешали богатым пассажирам сесть в спасательные шлюпки. Среди этих работяг была женщина с двумя маленькими детьми. Как она ни умоляла разрешить ей подняться наверх, решетку не открыли. Тогда она вернулась в каюту, уложила детей спать, легла рядом с ними и стала петь им колыбельную, прекрасно понимая, что никто из них уже не проснется. Не знаю, придумана ли эта женщина сценаристом или такая действительно когда-то плыла "за лучшей долей", но это - еще один пример того, как человек примиряется со своей судьбой.

  • 30.01.2018 10:08:41
    Да. Но любовь Джека и Розы почему-то лично для меня выше. Как и Роза выше этой Изабеллы. Сильнее. Она осталась верна себе и своей любви, а Изабелла просто смирилась.

  • 29.01.2018 15:44:19
    У каждой пары своя история любви

  • 28.01.2018 08:17:51
    Скорее, наоборот - из одной темы множество проблем. Но да. И я описала не все, которые можно найти в истории "Титаника". Это и о гордыни, и о преступной халатности, и о тщеславии (сын хозяина компании "Уай стар лайн" настаивал, что им прям ужас как нужно прибыть в Америку на день раньше. В итоге прибыли..только не туда). И о высоте человеческой души - история Джека реальна. Только в реальной жизни он был матросом, спасшим свою невесту. А пожилая женщина отказалась садиться в шлюпку без своего мужа и сказала: "В жизни и в смерти, как когда-то клялись". Как говорится, нарочно не придумаешь.

  • 26.01.2018 16:10:42
    бывает и больше тем на одну проблему

Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики