Шоу детских талантов - зло или благо?

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Итак, сейчас особую популярность приобретают всевозможные шоу детских талантов. На Первом это "Голос.Дети", "Ледниковый период. Дети" и "Лучше всех", а на России - "Удивительные люди". У родителей есть повод погордиться своими детьми, у телевизионщиков - деньги и рейтинг. Но что получают от этого сами дети? Создатели видео "Шоу детских талантов - зло" считают однозначно (что видно по названию). Их обвинения создателям этого шоу, честно говоря, не совпадают - что над детьми до выступления проводят жестокие эксперименты по подчинению и развитию "второй личности" (хотя причем здесь это я, честно говоря, так и не поняла) до разговоров о тщеславии и ложных ценностях. Постоянно идет отсылка на Льва Толстого. Я отнеслась к этому видео скептически, хотя о смысле этих передач задумывалась и раньше. Попробуем разобраться - но исключительно здраво, без "теорий мировых заговоров" и прочего. Ведь, увы, стоит добавить в текст что-то подобное, как у людей, наевшихся подобных статей в интернете, пропадет интерес даже к здравым мыслям, которые там есть. А они есть везде.

Начнем с того, новость ли подобные шоу? Нет. В советское время была популярна передача "Алло, мы ищем таланты". А Диана Гурцкая впервые появилась на большой сцене в конкурсе "Москва-Ялта-Транзит" (1995 год). Причина их появления проста - всем родителям хочется видеть своего ребенка в чем-то преуспевшим. Во-первых, повод похвастаться, во-вторых - особенно в наш век конкуренции - попытка убедить себя, что их ребенок не пропадет в жизни. Сейчас все родители озабочены собиранием портфолио своему чаду - для школы или для вуза. Если и стоит говорить о внушении, то это внушение родителям, что если их ребенок не занят в кружках четыре дня в неделю, то все. Он в лучшем случае не добьется успеха в жизни, а в худшем - заведет дурную компанию во дворе, станет наркоманом или бандитом. В итоге иногда мне в интернете попадаются истории о детях, у которых в два года свободного времени меньше, чем у работающих на двух работах взрослых (и это не шутка). Мать девочки, о которой я читала, заключила договор на ее развитие еще будучи беременной (!). Теперь в два года у малышки в расписании языки, верховая езда, математика и еще некоторые занятия, которых я и не помню. Да и расписанию детей ведущего передачи "Открытие Китая" не позавидуешь. Что уж сказать - не повезло этим детям родиться у чересчур ответственных родителей. Да плюс еще и богатых. В этом смысле нам следует радоваться, что мы родились в обычных семьях с обычным доходом - без излишков. И они не могли себе позволить тратить десятки тысяч рублей минимум на наше развитие.  

Но вернемся к телешоу. Все-таки кружки - это одно, а шоу талантов - несколько другое. Хотя это звенья одной цепи. Если это шоу специализированное - к примеру, "Голос. Дети", то будущие певцы и певицы могут испытать свои силы и просто показаться публике. Есть примеры, когда публика лучше запоминает даже не победителей - думаю, вы знаете Арину Данилову и ее песню "Quizas" ("может быть" - на испанском). Правда, в таких передачах есть минус (он же плюс при правильном подходе родителей) - горечь поражения. Когда им приходится петь спинам наставников, а те еще могут и не повернуться. Дети еще не умеют спокойно принимать поражения и начинают плакать. И телевизионщики снимают их слезы крупным планом. Чувство такта - это абстракция, а вот рейтинг передачи с живыми эмоциями - это реальность. 

"Лучше всех" - передача просто о талантливых детях. Иногда приходят настоящие уникумы - девочка-чревовещатель, трехлетний повар Полина и ее ровесница Аглая, которая еще фамилию Рафаэля толком выговорить не может, но прекрасно знает, кто это. Маленький искусствовед. Здесь нет конкурса, дети просто приходят, показывают номер, получают медаль "Лучше всех", цветы и рюкзак со сладостями - многих, я полагаю, только этим туда и заманили. Правда, к некоторым родителям у меня большие вопросы - к примеру, родителям двухлетней девочки Арины Зенкиной. В студии она появилась, плача и зовя маму, и ее можно понять. В ее возрасте исчезновение мамы из поля зрения - уже повод для беспокойства. Поэтому в два года даже в садик еще рано отдавать. А здесь она оказалась среди множества чужих людей, а мама сидела где-то в зрительном зале. И только такт Максима Галкина помог ее несколько оживить и развеселить. Но было видно, что никакого удовольствия от пребывания на передаче она не испытывает. Она пришла прочитать стихотворение и уйти, получив рюкзак со сладостями.  

Зачем это нужно телевизионщикам - понятно. Даже у видео с детьми в Ютубе всегда просмотры зашкаливают, а здесь есть сюжет, здесь есть чем заинтересовать. Дети непосредственны, эмоциональны, а значит - интересны. Одна испугается камеры, приняв ее за динозавра, другая заметит: "Какой-то дядя здесь сидит дурацкий" (про Галкина). Людям интересно смотреть на них. Особенно на то, как после проявления необычайных для детей способностей они вдруг точно напоминают всем, что они только дети - прыгают, бегают. Трехлетний шахматист, проиграв партию гроссмейстеру, заплакал и побежал за утешениями к маме, которая сидела здесь же, в студии - как любой его ровесник, сломав машинку. Кстати, многие потом возмущались - ну что ему (гроссмейстеру) стоило подыграть ребенку?? Впрочем, мама юного шахматного гения в данном случае на стороне гроссмейстера. 

Судя по этой передаче, минимальный возраст для участия в них - три года. Как ни странно. А в этом возрасте два и три года - очень большая разница. В три года появляется собственное "эго". Кстати, и самооценка тоже. Поэтому участие в подобном шоу, где "тебя покажут по телевизору" может быть даже полезно. Во всяком случае, маленький искусствовед Аглая и маленький повар Полина - обеим по три года, явно чувствовали себя комфортно в студии. Для них это было любопытное приключение. 

Какие "минусы" у таких передач?

1. Поддерживают детский эгоцентризм. "Я ж лучше всех!" 

2.  Если это конкурс - горечь поражения. Но, повторяю, если родители мудрые, то это может превратиться в бесценный опыт.

3. Что даже хуже - реакция родителей, сидящих у экрана. "А мой что, хуже что ли??". А родители, как мы знаем, всегда соревновались и соревнуются детьми. Всем нравится хвастаться, что именно их ребенок - сокровище. Самый красивый, самый умный и самый талантливый.

Каждый из нас проходил вставание на стульчик, когда в доме были гости и было велено прочесть стихотворение. Гюго в "Отверженных" называл это "святым материнским тщеславием". Не знаю, можно ли ставить рядом родительскую любовь и тщеславие, желание похвастаться. Отец Бетховена позавидовал славе Моцарта и решил сделать своего ребенка гением. Ради этого заставлял его играть на скрипке по несколько часов в день, а иногда даже ночью! Когда отец пьяный приходил домой вместе с  друзьями и хотел похвастаться сыном.

Конечно, поведение отца Бетховена - перебор, но суть на самом деле вполне понятно. Как говорят психологи, если мать любит ребенка безусловно и абсолютно, то любовь отца маленький человек должен заслужить - хорошим поведением, талантом или чем-то еще. Это нормально. И попадание на передачу - это в некотором смысле знакомство с "отцовской" стороной жизни - где ты не замечательный просто потому, что ты есть, а где нужно доказать. Нужно проявить себя.  

Но что-то я ушла далеко. Делаю вывод. Подобные передачи могут принести вред юным участникам, а могут и пользу - все зависит от родителей. И не надо таскать на них малышей года или двух. 

Комментариев:
2

  • 14.06.2018 03:15:12
    Почему бы не проявить свой талант, если есть такая возможность

  • 06.06.2018 05:44:16
    Если данное шоу помогает детям раскрепоститься и научиться общаться и вести себя в светском обществе, то почему оно должно быть злом

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
18 Lykov
17 Venera
15 Elro
15 Gvladka
14 Rajskij_Roman
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики