Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

Или же посетите наш Магазин.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Аделина Патти - королева оперы: Женщина, перед которой преклонялись

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Ее участь - тайная мечта лентяев. Талант, не требующий огранки в виде тяжкого труда. Ее восхваляли, перед ней преклонялись. Толстой и Оскар Уайльд отправляют к ней на концерт своих героев - Анну Каренину, Вронского и Дориана Грея. Итак, позвольте вам представить, Аделина Патти - бесспорная королева оперы!

Судьба Аделины Патти похожа на сказку. Слава пришла к ней в очень раннем возрасте и не оставляла вплоть до глубокой старости. Кто еще мог бы этим похвастаться? Но обо всем по порядку.

Музыкальный вундеркинд

Аделина родилась 19 февраля 1843 года в Мадриде. Судьба ее была предопределена - оба ее родителя были оперными певцами, а ее мать Катерина Барилли была оперной певицей, и даже беременность четвертым ребенком - будущей королевой оперы Аделиной, не стала уважительной причиной уйти со сцены. За несколько часов до родов она пела заглавную партию в трагедии "Норма"!

Все четверо детей в семье были очень музыкальны, но только Аделина - гениальна.

После рождения Аделины ее мать потеряла голос, и уже не могла петь так, как раньше. Как говорили впоследствии, она отдала свой голос дочери.

Вскоре семья переехала в Америку, в Нью-Йорк. Там прошло раннее детство будущей оперной королевы.

В большей степени оно прошло, конечно, в Нью-Йоркском театре.

Рассказывая о детстве Патти, ее биограф Теодор де Грав приводит любопытный эпизод: «Возвратясь однажды домой после спектакля „Нормы“, во время которого исполнители были осыпаны аплодисментами и цветами, Аделина воспользовалась минутой, когда семья занялась ужином, и незаметно проскользнула в комнату матери. Забравшись туда, девочка — ей тогда едва минуло шесть лет — намотала на себя одеяло, надела на голову венок — воспоминание какого-то торжества ее матери — и, важно позируя перед зеркалом, с видом дебютантки, глубоко уверенной в производимом ею эффекте, пропела вступительную арию Нормы. Когда замерла в воздухе последняя нота детского голоса, она, перейдя на роль слушателей, сама наградила себя усиленными аплодисментами, сняла с головы венок и бросила его перед собой, чтобы, поднимая его, иметь случай сделать самый грациозный из поклонов, какими вызываемая артистка когда-либо благодарила свою публику».

Такой талант не мог остаться незамеченным - тем более, в такой музыкальной семье. Потому уже в семь лет Аделина впервые вышла на сцену. Что интересно, это была именно "Норма". Такое вот совпадение.

Выступление маленькой девочки поразило всех своим почти профессионализмом. Такому нельзя было научиться - это мог быть только Дар.

Аделину начали возить с гастролями по Америке. За четыре последующих года девочка дала около 300 (!) концертов! Везде ее принимали на "ура". В Пуэрто-Рико ее назовут "маленькой колдуньей". Родители понимали, что такая загруженность в ее возрасте опасна для связок. Но нужда не оставляла другого выхода.

Гастроли были опасны не только для связок, но и для жизни будущей королевы. Например, в Сантьяго ее настигло землетрясение! Кстати, говорят, Аделина была совершенно спокойна.

Учеба

На какое-то время Аделина Патти исчезает для публики. Она разучивает арии вместе с мужем старшей сестры, Морисом Стракошем.

Учитель смог объяснить ей сложность возвращения на сцену бывшего вундеркинда. Аделина не собиралась после такой славы вернуться на сцену третьеразрядной актрисой (что, впрочем, едва ли могло бы произойти).

Однако Аделина уже в те годы - от природы или слишком ранней славы, была капризной и своевольной. Через несколько лет это станет головной болью режиссеров и других актеров. Пока же это главная проблема Стракоша.

Ему приходилось идти на различные уловки, дабы заставить Патти заниматься. Он садился за инструмент и начинал играть оперу, которую сегодня она должна была выучить. Через некоторое время дверь репетиционной комнаты распахивалась и на пороге появлялась бодро напевающая только что исполненный Стракошем отрывок ученица. К счастью, музыкальная память девочки оказалась феноменальной: трех-четырех раз прослушивания Аделине было достаточно для точного воспроизведения своей партии.

Королева

И вот 24 ноября 1859 года Аделина Патти поет Лючию в постановке оперы Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур". Америка снова у ее ног.

Однако Аделине этого мало. Она знает, что уважающая себя артистка должна искать признание у публики Старого Света.

1861 год. В России отменяется крепостное право, а в Англии на сцене театра "Ковент-Гарден" вечером 14 мая публика с восторгом принимает Аделину Патти. С этого дня она неофициальная королева всей европейской оперы. Но, кстати, именно Англия и "Ковент-Гарден" займут в ее сердце особое место - по крайней мере, именно в Англии она проживет большую часть своей жизни.

С этого дня началось ее триумфальное царствование на оперном Олимпе. За Англией перед ее волшебным голосом капитулировала Франция, Германия, Испания, а затем и Россия. В ее честь слагают стихи, критики не устают петь ей восторженные дифирамбы.

А что же с самой Патти? Увы, она, что называется, "зазвездилась". Перестала появляться на репетициях, и бедному Стракошу чаще всего приходилось вместо нее петь любовные арии Розины и Лючии.

Ходили анекдоты о страсти Патти к роскоши. Помимо баснословных гонораров за выступления (цену своему голосу Патти знала) она требовала большого количества драгоценностей на костюмах, и если их, по ее мнению, недоставало, приносила свои. Даже в тех случаях, когда это было лишним с точки зрения образа. Так серьезные критики не одобрили большого количества драгоценностей, которые она внесла в костюм Розины в "Севильском цирюльнике".

Горячие страсти в северной столице

В 1859 году Патти впервые предстала перед петербуржцами. И, как и следовало ожидать, была принята с восторгом.

Однако, к ее возмущению, она была не единственной, кого так тепло встречала публика северной столицы. У нее была соперница - шведка Кристина Нильсон. Этого Аделина Патти простить не могла.

Тем не менее, последующие восемь лет Патти охотно приезжает в Петербург и дает концерты. Всегда с шумным успехом.

Но "русские сезоны" прервутся неожиданно из-за ее скандального развода с мужем, маркизом де Ко.

Подробности скандала обсуждали в гостиных Петербурга с не меньшим наслаждением, чем ее голос - а, может, и с большим. Говорили об измене Патти с одним из артистов, чего не смог простить ей муж. Другая версия может показаться даже забавной.

Накануне оперы "Травиата" Патти простудилась. Ее муж требовал, чтобы она отменила спектакль. Однако Патти все-таки решилась выйти на сцену. В первом антракте она спросила мнение мужа о ее пении. "Да, - ответил он. - Но, как бы сказать подипломатичнее, я, бывало, слышал тебя и в лучшей форме".

А вот этого великой и непревзойденной Патти говорить не следовало. В гневе она сорвала с себя парик и швырнула в мужа. И вновь вышла на сцену..

Однако мужа она так и не простила, и вскоре ее адвокат вручил ему бумагу с требованием развода. Впрочем, великая Патти недолго оставалась одна.

Ей пришлось покинуть Петербург, но впереди ее ждали еще 20 лет успеха.

Судьба была милосердна к Патти. Ей было не суждено расплатиться за взлет долгими годами нищеты и бесславия. Она оставалась королевой до старости. Неизвестно, совпадение это или нет, но завершила она свою оперную карьеру исполнением партии Лючии. С того же, с чего и начала.

Большой плюс для нас - Аделина Патти застала появление первых граммофонов. Саму Патти это привело в восторг - ее радовало, что потомки смогут судить о ее голосе не только по отзывам современников. Думаю, известие об изобретении интернета ее тоже бы обрадовало. Ведь теперь ее голос можно найти на просторах сети! Я находила - голос действительно очаровательный. Что уж сказать, это вам не Нюша.

Последние годы жизни Патти провела в своем живописном замке Крейг-ай-Нос в Уэльсе, где и скончалась 27 сентября 1919 года (похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже).

История Патти - пример того, что успех может прийти и без особого труда. Просто в силу природного таланта и благоприятных обстоятельств. Но слишком ранний и слишком легко пришедший успех так или иначе развращает. В отличие от того, за который пришлось бороться.


Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
15 Rajskij_Roman
7 YagodkinAnatoll
5 Lykov
5 Elro
5 Venera
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики