Великие авантюристы (Часть 2) - Елизавета Тараканова

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

О ее судьбе в искусстве написано больше, чем в истории. О ней пишут книги, снимают фильмы. Один из первых фильмов о ней был создан на заре кинематографа - в 1910 (!) году. Откуда такой интерес? Можно предположить, что в том числе и от того, что о ее подлинной жизни не известно практически ничего. Елизавета Тараканова.

О ее биографии также известно мало. Она появлялась то в одном европейском городе, то в другом, сбегала от кредиторов, меняла имена - девица Франк, фройлен Шелль и т.д. Все источники сходятся в одном - она была очень красивой, несмотря на небольшое косоглазие. Также ее отличали ум и страсть к неуемной роскоши. Многих своих поклонников она доводила до разорения и долговой тюрьмы.

Впервые о своем королевском происхождении она намекнула в 1772 году в Париже, где назвала себя принцессой де Володимир. Впрочем, иногда она выдавала себя за персидскую принцессу. Что заставило ее переменить свои владения с жаркой Персии на холодную Россию - неизвестно. Метания ее между двумя великими монархиями видны по титулу, которым она долгое время себя называла - "принцесса Али-Амате, княжна Владимирская". Или Алина. Кстати, некоторые историки связывают ее личность с девушкой, которая в 1770 ом году назвала себя дочерью герцога Лотарингии Франца Первого, вела роскошную жизнь, пользовалась кредитами богатых торговцев, но затем была арестована. Впрочем, затем выпущена. Не исключено, что это был первый опыт самозванства для будущей княжны Таракановой.

Однако, как можно увидеть из ее дальнешей судьбы княжны, разговоры о царственном происхождении для нее были не только способом вести роскошную жизнь, как у героини моей прошлой статьи принцессы Карабу. Она всерьез хотела бороться за корону Российской империи, для чего искала себе сторонников.

Для меня знакомство с образом Елизаветы началось с повести Дмитрия Дримова "Авантюристка". Там он изобразил Елизавету, как легкомысленную барышню, любящую роскошь, которой воспользовался орден иезуитов, внушив ей, что она является дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского, а следовательно, законной наследницей российского престола. Во что Елизавета искренне поверила, несмотря на то, что была далеко не глупа.

Однако в реальности Тараканова сама активно привлекала католическое духовенство на свою сторону, обещая после вступления на престол сделать все для обращения русского народа в католическую веру. Некоторые представители католической Церкви отнеслись к ее уверениям со сдержанным интересом, некоторые, как маркиз Томаззо д,Античи, и вовсе советовали оставить эти бредовые планы.

Во многом самозванка рассчитывала и на  польского короля Станислова Понятовского, не совсем довольного разделом Речи Посполитой. Тот стал королем Польши благодаря Екатерине Второй, и даже был отцом ее умершей в раннем детстве дочери Анны. Маркиз Томаззо д, Античи заметил ей, что Понятовский не пойдет против государыни, которой был обязан короной. Елизавета внешне согласилась с ним, но продолжала вербовать себе сторонников.

Но если кто-то больше всего обрадовался необдуманным поступкам самозванной княжны, так это граф Алексей Орлов. Он как раз находился в опале у императрицы, а что может быть лучшим способом вернуть свое положение, чем поимка и арест самозванной княжны Таракановой?!

Орлов добился права быть представленным "принцессе". Причем вел себя с ней почтительно, как с наследницей русского престола, соблюдая все необходимые в таких случаях правила этикета. Подобное поведение в итоге смягчило недоверчивость Елизаветы.

Вместе они прибыли в Ливорно, где остановились в доме английского консула, который, как мы можем предположить, был в курсе планов Орлова.

За обедом, устроенном в честь принцессы, "совершенно случайно" разговор зашел о кораблях, и княжна Елизавета высказала желание осмотреть корабли русского флота. Ее желание было немедленно исполнено.

Для сведения - чтобы арестовать Елизавету, та должна была находиться на территории России, или подчиненной России. Иначе это трактуется, как похищение. Алексею Орлову это все было прекрасно известно.

Он позаботился, чтобы до последнего Елизавета ни о чем не догадывалась - самозванную "принцессу" встретили военные маневры, царский салют, офицеры и матросы надели парадную форму.

Елизавета поднялась на палубу русского корабля, где, увлеченная зрелищем, не сразу заметила, как Орлов и капитан Грейг исчезли. И ей было объявлено, что она арестована..

Так Елизавета прибыла в Россию - под арестом, как опасная преступница. С ней до последнего оставалась только ее верная камеристка Франциска Мешельде, души не чаявшая в своей госпоже, несмотря на то, что та и ей была должна (долг жалования Мешельде уплатила Екатерина). На допросах Елизавета продолжала уверять в своем благородном происхождении - уже не настаивая на родстве с царской семьей.

Авантюрную жизнь этой русско-перидской принцессы прервал туберкулез (а не наводнение, как доносит нам художник Константин Флавицкий). Но главную свою тайну - тайну происхождения, Елизавета Тараканова унесла с собой в могилу. Пронесясь в истории, как яркий метеор.

Комментариев:
11

Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики