Дон Карлос - был ли революционером сын Филиппа II Кровавого?

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Дон Карлос, инфант испанский… сын Филиппа II Испанского (из рода Габсбургов), заслужившего прозвище Кровавый… несчастный молодой человек, ненавидимый своим отцом и погубленный им в 22-летнем возрасте.

Пятнадцати лет от роду юный Карлос был обручён с четырнадцатилетней французской принцессой Елизаветой Валуа. Молодые люди познакомились и успели понравиться друг другу – и даже влюбиться, но в последний момент испанский король изменил решение: он сам захотел жениться на прекрасной юной принцессе. Вместо привлекательного юноши несчастной девушке пришлось выйти замуж за жестокого старика. Стремясь забыть о своём горе, дон Карлос всего себя отдаёт борьбе за свободу Нидерландов, стонущих под тяжким гнётом испанской короны. Сочувствуя Нидерландской революции, инфант добивается, чтобы отец назначил его наместником во Фландрии (уж он-то построит там царство свободы и справедливости!) – но наместником назначен не он, а деспотичный герцог Альба. Карлос принимает решение бежать в Нидерланды, чтобы присоединиться там к борцам за свободу – но отцу становится известно о его планах, в результате чего Карлос был арестован и умер в заточении.

В таком виде судьба наследника испанского престола известна широкой публике благодаря Ф.Шиллеру и Дж.Верди. Драма Ф.Шиллера «Дон Карлос» и одноимённая опера Дж.Верди, несомненно, прекрасны, но, как это часто бывает, искусство – искусством, а история – историей (не говоря уже о том, что маркиза Родриго де Позы – пожалуй, самого привлекательного героя драмы и оперы – в действительности не существовало).

Исторический дон Карлос, рождённый в 1545 году от брака Филиппа II и Марии Португальской, был совсем не похож на романтического героя. Начнём с того, что он был отмечен печатью вырождения, и это было неудивительно: короли и принцы, как известно, женятся исключительно на принцессах, причём – католики исключительно на католичках, в результате чего все европейские монархи были родственниками. А близкородственные браки до добра не доводят!

В 15-18 лет дон Карлос являл собой весьма жалкое зрелище: хилый (весом всего 34 кг), сутулый, к тому же – по свидетельству современников-иностранцев, бывавших при испанском дворе, обладал разумом семилетнего ребёнка. И если иностранцев ещё можно заподозрить в пристрастности, то можно доверять мнению соотечественников: так вот, герцог Альба придерживался такого же мнения. Психическая неполноценность проявлялось ещё и в чередовании полного отсутствия аппетита и приступов обжорства. Кроме того, не унаследовав ум своего отца, сын унаследовал его жестокость: он развлекался, поджаривая живьём зайцев, а как-то раз в приступе ярости выколол глаза нескольким коням в королевской конюшне, а также составил список людей, с которыми расправится в первую очередь, когда станет королём – и первым в этом списке был отец юноши.

Словом, надо признать: Елизавете Валуа крупно повезло, что она избежала брака с таким человеком (которого вряд ли любила: трудно представить девушку, которая могла бы ТАКОЕ полюбить). А король, за которого она вышла замуж, вовсе не был тем отвратительным стариком, какого так любят показывать в опере – это был 33-летний мужчина в полном расцвете сил. И брак их стал счастливым! Не будем удивляться: это на политической арене Филипп II был кровавым чудовищем – дома же, в кругу семьи он вполне мог быть ласковым, любящим мужем.

А что же дон Карлос? О, он был истинной «головной болью» своего отца… и не только его. Слабоумие не мешало ему стремиться к власти – именно поэтому, а вовсе не из-за либеральных идей он добивался назначения наместником в Нидерланды. Король слишком хорошо знал сына, чтобы это допустить – и наместником был назначен герцог Альба. Тот самый герцог Альба, который открыто заявлял, что этого недоумка инфанта нельзя допускать до власти, а однажды во время торжественной церемонии демонстративно не преклонил колени перед наследником престола. Инфант был в ярости! А в ярости он был способен на всё… надо было срочно что-то предпринять!

И Филипп предпринял. Он подверг сына тайному суду и заключил его… нет, не в тюрьму – как показано в драме и опере – а всего лишь под домашний арест. Ведь при всех своих пороках он для Филиппа оставался сыном, и особым лишениям его не подвергали, тем более – не морили голодом: подавали кушанья, какие пожелает… как оказалось – напрасно: после очередного приступа обжорства у него случился заворот кишок, от которого инфант и скончался.

Вот так было дело. Но это сейчас историки раскрыли нам все «карты», а в те времена истинная подоплёка событий была такой тайной за семью печатями, что даже английская разведка (лучшая в то время) ничего не смогла вызнать!

Зато все замечали, как переживает королева – она ведь любила мужа и принимала близко к сердцу его проблемы. Но супружеская любовь, сочувствие – это всё слишком просто для общественного мнения, оно всегда ищет какие-нибудь мерзости! Елизавета намного моложе короля, а принц – её ровесник? Они были обручены? Ну вот, значит, они любовники!

Вот на основании таких сплетен французский писатель Сен-Реаль и написал в XVII веке новеллу. Именно там впервые появляется маркиз де Поза – правда, он был всего лишь помощником в любовной интриге. Благородными либеральными идеями и его, и инфанта наделил Ф.Шиллер, который создал на основе этой новеллы драму, а Дж.Верди положил его драму в основу оперы…

Да, люди искусства всегда были склонны идеализировать реальность!


Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Twin-m-s
1 Alinka
1 Lykov
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики