Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

Или же посетите наш Магазин.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Верно ли мы представляем себе инквизицию? Что такое средневековая инквизиция?

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Инквизиция… даже сегодня это слово вызывает ужас, вызывая представления о пытках и кострах, о страданиях невинных жертв, погибающих от рук мракобесов-церковников…

Да, всё это было! Но всегда ли наши представления о Священном трибунале соответствуют исторической реальности?

Миф 1: вся эпоха Средневековья прошла «под знаком» деятельности инквизиции (что заставляет авторов некоторых художественных произведений изображать инквизиторов даже рядом с королём Артуром).

Правда: Средневековье охватывает достаточно длительный период. И если относительно того, что считать концом Средневековья, мнения историков различаются (от падения Константинополя в 1453 г. до Английской революции в 1640), то начало Средних веков определяется весьма точно: падение Рима в 476 г. Инквизиция же была учреждена примерно через семь с половиной веков после этой даты – в 1229 г. на Тулузском соборе. Правда, некоторые историки принимают за точку отсчёта 1184 г., когда был издан декрет, предписывающий посылать комиссаров туда, где предполагалось наличие еретических общин – но в любом случае это уже вторая половина Средневековья.

Это не значит, что церковь раньше не боролась с ересями, вот только борьба эта зачастую имела совсем иной вид – например, такой. В X веке в Шампани действовала секта под предводительством крестьянина Леутарда, который начал свою «проповедь» с того, что ворвался в церковь и сломал распятие. Епископ приказал привести к нему дерзкого проповедника и его последователей, выслушал их «вероучение» и спокойно объяснил, в чём состоит ошибочность такого толкования Священного Писания. Все присутствующие - даже сам Леутард - были вынуждены признать правоту епископа, после чего всех отпустили. С сектой было покончено – без костров и пыток! Правда, Леутард, возвратившись в родную деревню, утопился– но это уже было его собственное решение, и церковь тут не причём.

Миф 2: количество жертв инквизиции исчисляется миллионами.

Правда: в период 1540-1700 гг испанская инквизиция (известная как наиболее жестокая) вынесла 44 тысячи приговоров, из них смертных – около 2% – 880 казней за 160 лет (для сравнения: за годы II Мировой войны в одном только Бухенвальде было уничтожено 56 000 человек). За всё время «охоты на ведьм» было сожжено не 5 миллионов женщин (как утверждает Дэн Браун в «Коде да Винчи»), а 60 тысяч (опять же для сравнения: в Хиросиме самая «демократическая» держава на Земле за один день угробила 75 000 человек). Понятно, что за каждым смертным приговором стояла человеческая трагедия, слёзы близких – но, как видим, «мракобесам-инквизиторам» в этом плане было далеко до «просвещённого» XX века (как покажет себя век XXI, ещё неизвестно). Излишняя жестокость, если и встречалась, то церковными властями не приветствовалась: так, инквизитор Робер Лебугр, устроивший в 1235 г. сожжение 183 человек, был за это отлучён от церкви (покарал ли кого-нибудь Сталин за массовые расстрелы?)

Миф 3: у человека, попавшего в лапы инквизиции, не было шансов остаться в живых.

Правда: мы уже говорили о соотношении количества смертных приговоров и приговоров вообще. Несравненно чаще выносился приговор о пожизненном заключении (можно спорить, что более жестоко – но в наше время многие страны рассматривают замену смертной казни на пожизненное заключение как соблюдение прав человека), а самым распространённым наказанием было… публичное покаяние.

Миф 4: с самого начала своего существования инквизиция уничтожала ведьм и колдунов.

Правда: колдовство осуждалось церковью всегда, но поначалу преследованием колдунов и ведьм занимались исключительно светские власти, а если инквизиторы и пытались вмешиваться, то папы немедленно их «осаживали», призывая заниматься своим основным делом – борьбой с еретиками – и не распыляться на мелочи. Преследование ведьм инквизицией началось только в 1484 году после соответствующей буллы папы Иннокентия VIII.

Миф 5: с помощью инквизиции церковь боролась против науки.

Правда: против науки как таковой церковь ничего не имела, более того – до поры-до времени наукой занимались именно представители духовного сословия (светские феодалы, не говоря уже о крестьянах, зачастую даже не умели читать). Конфликты возникали лишь тогда, когда научные теории вступали в противоречие со Священным писанием (точнее – с его толкованием, принятым в те времена) – и это происходило далеко не так часто, как иногда представляют, или же возражение вызывали методы исследования. И тут надо учитывать, что у каждой эпохи свои представления о том, что допустимо, а что – нет: скажем, вскрытие трупов вызывало у людей Средневековья не меньший ужас, чем у нас – клонирование человека или использование абортивного материала.

Миф 6: католическая церковь вообще и инквизиция в частности сразу ополчились на гелиоцентрическую систему.

Правда: кто ополчился на теорию Коперника – так это М.Лютер, а вот папа римский Климент VII её одобрил. Книга Н.Коперника «О вращении небесных сфер» была запрещена инквизицией только в 1616 г. (через 73 года после издания) – и не исключено, что «сказать спасибо» за это надо… Дж.Бруно, связавшему гелиоцентрическую систему с оккультной философией.

Миф 7: инквизиторы отличались исключительным лицемерием – осуждая человека на мучительную казнь путём сожжения на костре, они писали в приговоре: «Казнить милосердно, без пролития крови».

Правда: это не было лицемерием – казнь, не предполагающая пролития крови (сожжение или удушение) действительно считалась гуманной. Вообще, следует заметить, что представления о гуманности у каждой эпохи свои – причём каждый раз весьма странные. Например, в нашей стране до введения моратория на смертную казнь, существовал такой порядок: если перед расстрелом с приговорённым случался сердечный приступ (а такое происходило нередко – всё-таки сильнейший стресс), его отправляли в больницу, и казнь откладывалась до излечения. Вроде бы выглядит гуманно: нельзя поднимать руку на больного человека – а на деле продлевало пытку ожиданием смерти… тоже «лицемерие»? Или всё-таки искреннее желание оставаться милосердным даже в роли «карающего меча»?

Миф 8: инквизиция – чисто католическое явление.

Правда: нечто подобное существовало и у протестантов, которых так любят противопоставлять «бесчеловечным» католикам. Так, Жан Кальвин, придя к власти в Женеве, изгнал оттуда католиков, а сожжение на костре за инакомыслие было при нём  обычным делом… кстати, жизнь в протестантской Женеве была такая, что католикам и не снилось: было запрещено петь светские песни, танцевать и даже носить одежду светлых тонов. Казнили за приверженность католицизму и в протестантской Англии при Генрихе VIII.

Миф 9: инквизиция = Средневековье.

Правда: ассоциируя инквизицию исключительно со Средневековьем, как-то забывают о Г.Галилее, графе Калиостро и всех прочих, кто подвергся её преследованиям уже в Новое время… инквизиция существовала довольно долго: так, последнее в истории сожжение ведьмы произошло в Мексике в 1860 г. Римская инквизиция была упразднена уже в XX веке – в 1908 г. – точнее, преобразована в Священную конгрегацию Святой канцелярии, и под таким названием существует до сих пор. Конечно, на кострах там никого не сжигают – но вот от церкви отлучить могут. Так, в 1988 г. был отлучён французский архиепископ Марсель Лефевр, причём не за какие-нибудь суперноваторские идеи, признанные противоречащими Священному Писанию – а за отказ признать проводимые Ватиканом либеральные реформы. Времена изменились – изменилась и инквизиция!

Безусловно, инквизиция – одна из самых позорных страниц в истории человечества вообще и церкви в частности. Но не надо представлять её страшнее, чем она есть. Да и историю знать не помешает. Так, если автор "исторического" романа о Третьем крестовом походе вставляет в сюжет сцену допроса колдуньи инквизитором (автору статьи доводилось такое читать) - то действие такого романа следовало бы перенести в параллельную вселенную.


Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
10 Coffeglacce
6 MasyaZod
5 Lykov
4 YagodkinAnatoll
4 Venera
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики