Почему и как нужно заставлять детей читать

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Помните, раньше, бывало, придешь со школы, кинешь рюкзак в угол, завалишься на диван и даже не переодеваясь засядешь на пару часов с хорошей книгой в руках, пока мама не наругается, что пора делать уроки? Меня ругали за то, что я читаю… Странно, кончено. Но слава Богу из меня выросло что-то вразумительное.

Сегодня дети совсем не так ведут себя, приходя со школы. Садятся за компьютерную игру или перед телевизором и тупеют изо всех сил. Хотя в моем детстве тоже был телевизор. И игровая приставка была с обожаемыми мной играми. И куча мультиков на кассетах. А со временем даже телефон появился сотовый. Но почему-то все это мне не мешало иногда уходить в книжку с головой. Том Сойер, Робинзон Крузо, Земля Санникова, Последний из могикан, Маленькие женщины. Услада для детских мозгов!

Но времена изменились. Точно знаю, так как работа моя связана с детьми. Вижу разные семьи, разные методы воспитания. Читают действительно очень немногие. И страшно то, что родители в основной массе делятся на две большие группы: те, которые просто не могут «заставить» детей читать, и те, который говорят «да ладно, сейчас это никому не нужно, сейчас эпоха информационных технологий». Оба варианта одинаково страшны.

Зачем детям читать? И вообще, зачем нам всем читать? А вдруг правы те, кто утверждает, что это не нужно? Ведь вся необходимая информация есть в интернете. Мир можно познать и там. Да и среди сверстников ребенок не должен быть белой вороной, а значит должен много играть в компьютерные игры. Да и в телефоне он «разбирается лучше меня старика» – это ж здорово. Здорово-то, конечно, здорово. Только вырастет он бедным. Нет, не материально бедным. Деньги как раз вопрос другой. Внутренне бедным. Что за глупости! - возразите вы. Ведь самое главное, чтоб он ни в чем не нуждался! Чтоб достаток был! А остальное само придет. Спешу вас разочаровать – не придет. Он может работать где угодно и кем угодно, но не читая всемирной классики, он не получит целый пласт внутреннего образования и воспитания.

Книги не принесут жизненного опыта, не научат вас конкретным методам зарабатывания денег и даже не ответят вам на вселенские вопросы бытия. Но книги в первую очередь успокаивают нервы. Читая, мы погружаемся в другой мир, причем погружаемся в него глубоко и надолго, в отличие от тех же фильмов, где все впечатления поверхностны и лишь на время. Хотя про кино отдельный разговор. Там тоже есть такие картины, которые цепляют очень сильно. Но это точно не детские картины.

Книги заставляют нас думать. Они учат нас представлять в своем воображении другие миры, других людей, другие ситуации. Мы примеряем на себя образ то одного героя, то другого. То мы маленькие дети, которым хочется приключений, то воинственные викинги, то инопланетяне, то сильные, умудренные опытом женщины, то бедные, то богатые, то счастливые, то несчастные. Мы проживаем чужую жизнь от начала и до конца. А иногда и несколько жизней за один роман. И все это мы делаем самостоятельно – нашим сознанием, силой нашей мысли.

Но книги развивают не только воображение, но и критическое мышление. Попробуйте спросить у не читающего человека, чем так плох тоталитарный строй. Почему утопии к добру не приводят? Ведь можно построить утопический мир в каких-то благих целях? Он что-то вам непременно ответит, и звучать даже будет убедительно. Но это будут лишь слова, ничем неподкрепленные. И настань, не дай Бог, тот день, когда перед ним будет стоять выбор принятия или непринятия удушающего режима, он будет сомневаться. И его в конце концов не сложно будет путем красивых речей склонить «на сторону зла». Только прочитав Оруэлла, Замятина, Хаксли можно не только понять мозгом, но и прочувствовать сердцем, чего мы не хотим ни при каких обстоятельствах.

Читающего человека заметно за версту. Где бы он ни работал и чем бы ни занимался. Его разговор строен и логичен. Голос спокоен. Он не болтлив, но и не чрезмерно молчалив. Он не пытается никому подражать – ему это не надо, дома за книгой он и так проживает тысячу жизней. Он быстро думает и быстро принимает верное решение. Он анализирует все, что видит – его не так легко обмануть. Самое главное – он умеет думать, умеет размышлять.

А детям нужны книги еще больше, чем нам с вами. Они перегружены в школе и им надо уметь отдыхать. Но надо с детства учиться отдыхать эффективно. Аналогию можно провести с отдыхом взрослых. Когда у вас отпуск, как вы лучше отдохнете – оставшись дома, не поднимаясь две недели с дивана? Или уехав в увлекательное путешествие по Европе, к примеру? С одной стороны, вы так устали и диван так манит… На нем можно лежать и не двигаться. Ничего не делать. А поездка – это и перелет, и сборы вещей, и утомительные экскурсии, и поиски ресторанов. Но, удивительно, после двухнедельного сидения дома на работу вы приходите таким же уставшим и утомленным. А после активного отпуска вы полны сил и энергии. Почему так? Потому что важна смена обстановки. Смена рутинной деятельности на кардинально другую. Так же и с книгой. Тупо уставиться в телевизор и ни о чем не думать – это не отдых, а пауза, после которой вы снова возвращаетесь в утомленное состояние. Важно не отключать мозг, а именно переключать его.

Да и вообще, есть великие люди, разум которых выше и глубже, чем тысячи и тысячи наших с вами разумов. Поверьте, им есть чем поделиться с нами.

Но как заставить ребенка читать? А никак. Не заставите, если не хочет. Даже если заставите, он прочтет одну книгу через силу и возненавидит ее. Скажете, заинтересовать – это тоже не вариант? Уже пробовали? Согласна, дети не так наивны, как нам порой кажется. Просто так их не заинтересуешь. На самом деле ответ до смешного банален. Читайте сами. С кого ребенок берет пример всю свою незрелую жизнь вплоть до полного взросления? С родителей. Если с самого рождения он видит рядом с собой читающую маму и читающего папу, для него это будет полная норма. Он не будет даже предполагать, что можно по-другому. Да, он будет и видеоигру просить, и мультики смотреть, и в смартфоне копаться, ведь он также берет пример со сверстников и не хочет от них отставать. Но и книгу он не бросит, ведь она сопровождала его с раннего возраста. Если ваш малыш еще совсем малыш, читайте ему сказки вслух – он познакомится с книгой еще раньше, чем начнет читать сам. Если он уже подрос, устраивайте литературные вечера. Не надо просто вручать ему книгу и забывать про нее. Обсуждайте прочитанное вместе. Подключайте его друзей в ваш кружок. Дайте ему прочитать что-нибудь, что вы не читали и попросите потом описать книгу так, чтобы он убедил вас ее прочитать. Или наоборот разубедил. Разрешите ему самому выбирать, что читать – никогда не навязывайте и не критикуйте его выбор. Если ему больше нравится фантастика, а вам детективы, не пытайтесь его заставить полюбить ваши детективы насильно. Лучше пусть он вас убедит прочитать фантастику.

Представьте себе мамашу, которая сидит и пялится в Дом 2 каждый вечер. И представьте теперь, как она свое чадо заставляет что-то почитать. Зачем это ему читать, если маме можно телевизор смотреть? Вот вырастет и будет тоже целыми днями смотреть Дом 2. Вот что происходит в неокрепшем сознании малыша. А мы усиливаем в нем эти мысли.

Вообще ребенку читать обычно нравится. В них никакие пристрастия изначально «от природы» не заложены. Поэтому единожды прочитав очень интересную книгу, он будет искать все новые и новые, как наркотик. Если он утверждает, что ненавидит читать, что это ему и скучно, и невыносимо тяжело, значит либо его родители сидят перед телевизором весь вечер, либо до этого он читал совершеннейшую белиберду, которая отбила все желание притрагиваться к книгам. Экспериментируйте с книгами. Разрешите бросить неинтересное чтиво, если уж прям совсем не пошло.

Не слушайте школьных учителей, они иногда слишком зомбированы системой. Когда мы в седьмом классе читали Мертвые души и Ревизора, меня, как Штирлица, рвало на родину. А когда читали рассказы Чехова, мне хотелось разбежаться и убиться головой об стену. Ну не интересно мне было и все тут. Потом лет в 17 перечитала Чехова и удивилась! Как гениально! Не надо заставлять ребенка читать литературу, которую взрослому не под силу понять. Пускай они там в школе по заданию через силу читают рассказы Чехова. А вы ему с заговорщической улыбкой подсуньте О. Генри и скажите, «Такого в школе точно не дают». В конце концов у всех нас разные интересы и разные взгляды на классику. Я вот до сих пор не понимаю Платонова и, клянусь, читать не могу. Просто не могу. Беру в руки Чевенгур, начинаю читать, пытаюсь себя даже как-то вдохновить и… Ставлю опять на полку… Ну не идет. А один мой очень даже много читающий друг также берет в руки моего самого-самого любимого писателя Кафку и начинает ругаться чуть ли не матом. Говорит, дочитать до конца просто физически невозможно. По прочтении первых ста страниц Процесса очень сильно тянет выйти в окно. А я – запоем. Так что пусть лучше у ребенка сформируются вкусы сильно отличные от родительских, чем не сформируются вообще.

Комментариев:
15

  • 29.08.2015 02:34:05
    Да нееет, ну это вы уж прям цепляетесь) я у друзей не спрашиваю, потому что знаю их всех лет по 10-15, и уже все что можно было у них спросила, и на все мои вопросы они уже ответили по 5 раз, а поскольку я любитель "поспрашивать" и всех вечно до печенок достаю, поэтому и стесняюсь. А так, конечно, я примерно знаю их литературные предпочтения. Кстати, Слово о полку Игореве нас заставляли читать в детстве, поэтому я долго-долго о нем даже слышать не могла. На мое счастье в институте у нас был отличный преподаватель, который заново открыл для очень много чего, включая Слово.

  • 29.08.2015 00:56:33
    Э-э, а кого вы за друзей считаете, раз стесняетесь у них спросить?:) я б у родни постеснялся:), может. Друзья, они разные бывают. Для вас друзья это те, которые знают смысл выражения "ду ю спык ынглишь" не хуже вас?:)

  • 29.08.2015 00:47:17
    Знаете, терпеть не мог книжки. Помню в 1 2 классе в школу необходимо быьо книжку принести, для внеклассного чтения. Мамка давала мне. Про зайцев сказка какая-то... Ой, блин. Меня аж тошнило от мысли, что меня заставят читать... Не хотел я через принуждение... Не, я норм для своего времени читал, не отставал. Но делал это только ради оценки... А реально читать начал класса с 7. У отца фантастики была целая полка. В моей голове к тому времени стали появляться мысли, что пора бы заняться саморазвитием. И проще всего было реально научиться читать. Как и с языком -не просто знать слова, а чувствовать язык, в моём случае книгу. Так я и начал с фантастики на полках. Легионеры космоса. Битва за звёзды. Недавно статью на модерацию отправлял, типа воспоминания об одной из первых прочитанных книг. Я не просто читал, я ПЕРЕЖИВАЛ сюжет. Потом в голове, бывало, прокручивал, почему этот козёл Гамильтон, например, допустил, что Тайан умерла? Автор, мать его, не мог нормально придумать. Переживал. Так же мне нравились книги серии Русь загадочная. Радивой Новгородец и(особенно) Цена чести. Там было откровенное язычество, скрытая насмешка над христианством, ъотя, может и нет, но я не обращал на это внимание. В книгах этих витал патриотизм:) А знаете, какое произведение, из мною прочитанных, поразило меня больше всего? Держитесь за яблоко - Слово о полку Игореве! Вот это сила!! "О,русская земля, а ты уже скрылась за холмом"

  • 29.08.2015 00:32:14
    "А точнее вообще не о пушистом. А о человеке, о сущности его. А там доброго и пушистого, сами знаете, мало". Это сподвигло:)

  • 28.08.2015 23:17:39
    Кстати, из пустого интереса, хочется узнать, какие ваши любимые авторы? Понятно, так просто прикинуть пару тройку крайне сложно и все это зависит от определенного периода в жизни и проч. Но хотя бы так на вскидку можете написать десяток любимых авторов? Это я ко всем, кто читает или прочитал данную статью обращаюсь. Я у друзей почему-то всегда стесняюсь спрашивать, а тут вроде как интернет))) и можно собрать кучу информации от совершенно разных людей) может, я для себя какого-нибудь писателя открою.

  • 28.08.2015 23:11:29
    Ох, господин Достоевский, вы меня и грузанули!)) Я аж яблоко грызть отложила))) Не правильно понята была я в нескольких местах, ну да и шут с ним, видимо, сама выражаюсь как-то не совсем однозначно. Добро, конечно, стопроцентно и бесповоротно правит) И будет править всегда) Речь вообще не об этом у меня была, пусть она была и сумбурная. но не об этом) Совсем) Возможно, фраза добрый трудяга вас навела на всякие эти мысли про добро и зло. Но я неверно употребила это определение, каюсь) Трудяга может и злой был, а может и добрый - никто не знает. Посыл был - что он не думающий. А думать ведь и добрые люди умеют и злые. И трудяги, и лентяи. Да и вообще, речь шла про книги и про любовь к чтению, а не про добро и зло. Я считаю, что читать надо, считаю также что читать надо не все подряд, а только то, что нравится, радует, вдохновляет и обогащает. Это мое личное субъективное мнение, но если кто-то со мной согласен, то в статье есть советы, как своим детям привить любовь к чтению. А добро и зло тут не при чем. Книга - это всего лишь книга. Это буковки и точечки. Если кто-то решил, что ему в окно пора шагнуть, то книга тут не при чем, а "при чем" тут отсутствие головы на плечах у шагающего. Нормальный человек в книге найдет умиротворение, тепло и спокойствие. А ненормальному любая книга будет казаться призывом к его "ненормальности". Как говорится, свинья везде грязь найдет. А добро и зло - это понятия хоть и очень относительные, но уж тооооочно не о книгах. Короче, это наверное первый раз в моей жизни я столько раз прочитала и потом еще и сама написала два слова - "добро" и "зло"))) Обычно, как-то не приходится эти понятия обсуждать. Ну по крайней мере, за последние лет 20 сознательной жизни не приходилось. Но в одном - да - в одном соглашусь на все сто. В школе нас так хорошо "назаставлялись" читать, что я до сих пор не могу руки протянуть к некоторым отечественным авторам... (Причем именно отечественным, т.к. в школе заставляли их читать, а на зарубежку как-то мало внимания обращали) Стыдно и дурно от самой себя, но я оооочень многие великие и гениальные умы нашей страны просто игнорирую и не могу заставить себя их читать. Спасибо школе. Она иногда, действительно, отупляет.

  • 26.08.2015 12:49:52
    Тут оставили довольно интересные и пространные комментарии про пользу и вред чтения. Но чтение само по себе не вредно. Умение читать всегда считалось очень важной составляющей умного человека. И читали не так уж и мало даже в прежние века. Просто книг было меньше. Их было много, но их было намного меньше. Учиться посредством книги отличать добро от зла... эта тема слишком неоднозначна. Для меня книга - это тренажер мыслей. Она не может разжевать и положить тебе в мозг что-то. Если это так, то тебя не научили мыслить ещё твои родители и общество, так как критического осмысления нет. Заставлять вообще ничего не стоит и никогда. Если можешь что-то объяснить спокойно и показать на собственном примере, то сможешь изменить и убедить окружающих. Тот, кто интересуется наполовину, обычно долго не задерживается - цитата из одного из моих любимых произведений.

  • 21.08.2015 13:58:13
    да-а...:) Основа человека -его мысли, его мировоззрение:) А у вас оно несколько иное, нежели у меня. Ну, во пераых, со своей самоуверенной мужской, как выразилась Мари Горькая, позиции мне кажется, что добро и зло никогда вместе не существуют, это не правда. Типа популярная философия о нераздельности и взаимной полезности добра и зла. Миром правит Добро. Причём оно настолько могущественно, что любье зло по сравнению ним- ничто. Но человек по сути своей добр. Как образ и подобие Добра. Злым его делает гордость и всё, что из неё проистекает. У добра есть путь, есть смысл, есть цель. У зла только цель, но нет смысла. Зло только разрушает, но пользы не приносит. Добро по своему могуществу контроллирует зло и поворачивает его так, что зло в итоге приводит к добру. Человека зло мучит. Зло ненавидит человека. Потому злые люди ненавидят всех и в первую очередь себя. Но это зло не исходит из человека, а правит им, пользуясь гордостью человеческой. Добро имеет власть над злом, а зло над добром -нет. Ну и насчёт простонародья, вы написали, что простые люди не имеют ни цели, ни, как бы сказать, направление. Считаю это грубой ошибкой. Незамутнённый человеческий ум невероятно пытлив! Посмотрите на некоторых5 6летних детей. И как раз наоборот, начитанные люди из-за перегруженной головы вполне могут утратить интерес ко всему. И подтверждение тому нигилизм 19 века. Знаете, люди глупые часто изображают свои рассуждения как нечто сложное и великое, но,по сути, великого там не много. И наобррот, великие мыслители - простаки. Это я про классиков:) ? Вот, это про наши мировоззрения, разность их. (Блин, гу я и наворачиваю, Достоевский хренов:)) Соглашусь с вами в главном - не хочешь читать -да брось эту Мёртвую Душу нафиг! Так что обязател ность прочитки какой-то чуши, что дают в 7 9 классе, это, по мне, большая ошибка:) Читайте, что понимаете и нравится:) А не хотите, не читайте:) Тупее от этого не станете:) И наоборот, чтение из-за "надо" вполне может отупить. Тупит нас школа, эх, тупит:)

  • 20.08.2015 20:02:04
    Да и в целом, вопрос образованности, интеллектуального развития и внутренней культур, это личное дело каждого. Нечитающей нацией, к слову, проще управлять. Для государства это очень выгодно. А государство не всегда ошибается. Иногда то, что думающий человек воспринимает в штыки, вовсе не плохо. А добрый бездумный трудяга скушает любую пропаганду и не подавится. Потому что он не вопрошает, не ищет ответов, не ищет смысла жизни. Он просто работает и это тоже не плохо.Стоит ли читать "сложную" литературу, слушать "сложную музыку? Стоит ли открывать этот ящик Пандоры, из которого черт знает что может вылиться? Решать каждому из нас. Я своих детей однозначно буду приучать к чтению, потому что людей нечитающих видела, в этих кругах крутилась и не дай бог мне еще и в семье видеть их в лице своих детей. Но это не хорошо и не плохо, потому что такие "нечитающие" ведь тоже нужны и важны.

  • 20.08.2015 19:53:32
    Как ни прискорбно, не возможно с вами не согласиться по некоторым позициям. Да, классическая музыка, литература, искусство - это великие но сложные вещи, которые не всегда о добром, светлом и пушистом. А точнее вообще не о пушистом. А о человеке, о сущности его. А там доброго и пушистого, сами знаете, мало. Но книга ни в коем случае не учит и не должна учить отделять добро от зла! Если человек не может сделать этого сам, а обращается к книге, то вот он первый шаг в пропасть. Это подмена понятий.

  • 20.08.2015 12:22:35
    ЗНаете, если подростки шагают в окна... Хреново это. Потому что подростки - наиболее чистая часть общества. Дети незрелы, а вот подростки соображают как взрослые и если их в окна тянет... Не согласенг, категорически не согласен со скукой. Никаая скука в окно не отправит. Это дурман. Дурман от избытка ложной информации. Думаете сейчас не читают? Читают. А смысла жить как-то не находят. Ведь шагают в окна не только и не столько "тупые", а как раз наоборот. Книга может просветить душу человека, направить его. Книга - это просто информация. А как она повлияет. Что на душе у автора? Знаете, мне кажется, что некоторое пристрастие к чтению стоит сравнить с наркоманией. Например, когда запоем читает всякую дрянь, типа ужасов и тп. И не может перестать читать. Затягивает. Меняет ценности, правит умом человека. Думать учит ваш автор.. Эт хорошо! Думать, значит различать доброе от злого и выбирать из этого. А что есть добро для вашего любимого автора?

  • 19.08.2015 23:33:38
    Мой любимый автор учит думать. А думающий человек точно не шагнет в окно. В окна сегодня обычно шагают только подростки, которым скучно и от скуки они кушают всякие таблеточки и курят спайсы. Угадайте, что может помочь от скуки, чтобы не курить спайсы? Правильно - книга.

  • 19.08.2015 23:21:16
    Знаете, раньше, при царе и ещё раньше, читали мало. Книги считались роскошью. При этом общий моральный уровень у людей был высок. И к книгам тносились трепетно. Потом, когда увеличился и выпуск печатной продукции, и количество читающий, мораль людей стала резко падать. Вот сечас - книг масса, пишут все, кому не лень. Интернет - это тоже книга, своеобразная. А где мораль? То, что должно служить пользе человека несёт вред. Некачественная и пустая информация, а также неверное мировоззрение, тонкая лесть и прочее - тоже оружия. И всё это в массе используется в книгах. Думаю, виновником современных проблем не в последнюю очередь является и книга. Но книга книге рознь. Книга - это тоже оружие. Подчас очень сильное. Как говорил Пушкин: "Чтение - лучшее учение". На собственном опыте проверял. Больше читаешь - проще потом соображаешь. Но что читать? Вы знаете, что в русской класике заложен мощный разрушительный потенциал, который воздействует на личность человека? Классика не созидает, а разрушает. Может и станешь понимать какие-то речевые обороты и новые слова... Но человека из тебя не выйдет.Классика разрушит твою душу, если ты вовремя не остановишься. Конечно, громко, но, думаю, близко к теме. Читая книгу, надо понимать, что ты от этого хочешь. Может ты впи тываешь, учишься. Тогда надо выбирать. Понятно, что инеогда аж тянет на всякие "пикантности", как алкаша на водку. Но тут понимать надо, просто понимать, что простое чтение может оказаться тнюдь не безобидным. Так что сразу определиться с приоритетами. Мне, например, ценнее, когда добро побеждает зло. Где есть конкретные светлые мысли, а не классическое нытьё. Например, Терри Гудкайнд - первое правило волшебника. Основная идея кн иги - главное истина. Конечно, там иногда в книжке и разврат, и жестокость встречается, но они побочны, на них автор не концентрируется, автор поддерживает больше доброе, противопоставляя его злому. Знаю, что не всегда так. Вот, например, "Пятьдесят оттенков серого". Хит. Не читал, но слышал. Где там добро? Откровенный разврат, слегка прикрытый "типа жизнью". Нечто подобные "прикрытия" и в классике в достатке водятся. Кто что прикрывает.Тяжело, конечно, выбрать из кучи злого. Но, читая книгу, надо, всё таки, понимать, что это отнюдь не игрушки. "Люди глупы. Они верят лжи так как хотят ей верить, либо боятся, что она может оказаться правдой". Верят лжи. Это первое правило волшебника:). Этим правилом сейчас пользуются многие. Многие, сливающиеся в одно.

  • 19.08.2015 19:25:18
    На самом деле читать надо, особенно в детстве. И действительно надо найти сначала свою книгу, а через нее и свое направление чтения. Меня с детства манила фантастика. Сейчас, читая золотую классику американской научной фантастики я очень часто улыбаюсь наивности и простоте языка. Но в детстве именно такие книги заставляли задумываться и делать свои выводы. Ещё меня просили читать вслух. Тоже хорошо развивает дикцию и речевой аппарат в общем. А вот школьную программу не любила и не понимала. Зато сейчас любовь к чтению заставляет искать все новые и новые впечатления и формы повествования. Теперь читаю практически всё.

  • 19.08.2015 13:53:18
    А если человек щагнёт в окно и виной тому будет отсутсвие смысла жизни, которое привила книга? Ещё как вдияют книжки. И дай Бог чтобы книга учила доброму. А чему учит ваш любимый автор?

Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
2 Elro
2 Lykov
1 Alinka
1 Twin-m-s
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики