Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

Или же посетите наш Магазин.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Григорий Кваша - Поиски империи - или О логике в истории

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

"Изучать историю, значит погружаться в хаос и сохранять при этом веру в порядок".

Эти слова произносит монах в романе Германа Гессе "Игра в бисер" в разговоре с главным героем Йозефом Кнехтом. 

Все мы с разной степенью старательности учили историю в школе. И многие задавались вопросами - почему все было так, а не иначе? Войны, революции, интриги, предательства и великие открытия - есть ли во всем этом какая-то логика? Является ли история хаосом или это реализация чьего-то конкретного сценария?

Кто только не пытался ответить на эти вопросы. Отсюда и многочисленные антинаучные теории - от экспериментов инопланетян до каких-то неведомых "серых кардиналов" из всемогущих тайных обществ. Или даже полное и абсолютное отрицание академической истории. И даже истории как таковой (как вам, например, теория, что мир появился совсем недавно - в 1953 году и является лишь компьютерной игрой иной цивилизации? А такая тоже есть. Но речь не о ней)

Одним из тех, кто задавался этим вопросом, был Григорий Семенович Кваша. 

Григорий Семенович родился в Челябинске, детство провел в Ташкенте. По образованию химик. В 1985 году всерьез увлекся восточным гороскопом.

Перелом в его деятельности наступил, по его собственным словам, после знакомства с Владимиром Пантиным и Владимиром Лапкиным. Они и познакомили его с историческим гороскопом, "циклами" и "фазами".

По этой логике, каждое государство движется циклично. Полный цикл совершается за 144 года (не больше, не меньше) и включает в себя четыре фазы по 36 лет. 

В дальнейшем Григорий Кваша заметил, что цикл совершается неодинаково и выдвинул теорию, по которой государства развиваются, сообразно тому или иному ритму. Их он выделяет три - "восточный", "западный" и "имперский".

С западным все понятно - это мир рассудка. Власть имеют капиталы. Мир Востока, по мнению Кваши, это мир, в котором идеология находится на первом месте. Самым значимым он считает "имперский" ритм, поскольку только в нем государство может породить что-то принципиально новое в идеологическом смысле. Чаще всего это - принципиально новая модель развития для всего мира. В частности "имперский" путь развития Григорий Кваша выделяет у Древней Иудеи, Древнего Рима, Византии, Англии и, конечно, России. "Империя" в эпоху своего наивысшего расцвета (особенно четвертой фазы) становится законодательницей для всего мира. Так Древний Рим подарил модель мира всей Европе (которая поначалу "подарку" весьма активно сопротивлялась), Византия стала родиной нашего, восточного православного христианства. Кирилл и Мефодий, как мы помним, были именно византийскими монахами. 

Пересказывать эту теорию тем труднее, что в книге "Поиски империи" не дается четкого и конкретного определения, откуда берутся эти самые "ритмы". Сам Григорий Кваша на страницах своей книги не раз подчеркивает - к астрологии это не имеет никакого отношения. Астрологически или астрономически никакого "имперского ритма" (а именно ему посвящена книга "Поиски империи") не существует. Ритмы - логика развития, заложенная в самом государстве, которое развивается само по себе. Что касается людей - правителей и политиков, то они появляются именно тогда, когда нужны и в соответствии с конкретной фазой.

А теперь немного подробнее о самих этих фазах. Опишу их на примере именно российской истории

1 фаза. "Безукладность".

Накопление энергии. Старый мир вот-вот должен рухнуть, но все делают вид, что ничего не происходит. Растущая энергия перед взрывом. 

Для России это:

909 - 945 родовой строй при князе Игоре сохраняется. Но нарастает потребность перемен

1353 - 1389 (в промежутках между двумя имперскими циклами Россия жила по ритму Востока). Куликовская битва формально ничего не изменила, но энергия перемен растет.

1653 - 1689 - Алексей Тишайший. Пока все по-старому, но Россия готовится к появлению его сына - идеального правителя "второй фазы".

1881 - 1917 - Александр Третий. То же самое. Снаружи все вроде бы в порядке. Император поддерживает порядок, сдерживает революционные настроения. Но все больше очевидно, что еще чуть-чуть - и взрыв.

2 фаза Революционно-разрушительная. 

Здесь все тоже мало-мальски понятно. Взрыв происходит. Старый мир рушится, новый еще не построен. Рушится связи между детьми и родителями, между прошлым и настоящим.

В это самое время народ, оставшийся без прошлого, без корней, сплачивается вокруг сильного и волевого лидера. Вождя, который поведет за собой.

И такой появляется. Князь Святослав, Петр Первый и, конечно, - куда ж без него! "Отец народов". Товарищ Сталин Иосиф Виссарионыч. 

Именно этой эпохе характерна развитая система сыска, доносов и арестов. Тайная полиция чувствует себя великолепно. От тиунов в Киевской Руси к "фискалам" эпохи Петра Первого и, конечно, ОГПУ. 

Рушится связь с прошлым. Единственным отцом становится вождь. Тем и объясняется поразительное отношение к нему народа - ему прощается все. И его смерть страна встречается в шоке и унынии. Его оплакивают совершенно искренне. 

Ну как еще объяснить поистине народную истерику вокруг смерти Сталина? 

3 фаза Номенклатура

Эту фазу Кваша определил девизом "Торжествует серость". На смену террору и насилию приходит бюрократия. Именно в этом автор видит уничтожение "культа личности", "оттепель" и укрепление власти бюрократического аппарата. Хрущев здесь, как и Сталин, выступает лишь отзвуком исторических часов. 

Вместо террора - кулуарная борьба и интриги, объединение и разъединение союзов. Личность лидера здесь роли почти не играет - он здесь, скорее, игрушка в руках высшего круга. 

Но именно эта эпоха - вызревание идей четвертой фазы. "Золотого века".

4 фаза Слава, триумф

Интересно, что автор не утверждает, что четвертая фаза была "золотым веком" для народа. Речь именно о государстве. Величие и слава. Ярослав Мудрый, Иван Третий Великий, Екатерина Вторая (по странному стечению обстоятельств тоже Великая). Триумф во внешней политике, развитие талантов, бурное строительство и активное законотворчество - вот, как автор описывает "четвертую фазы".

Сейчас, по утверждению автора, Россия вступила в четвертую фазу четвертого имперского цикла. Хочется возразить: "Какой сейчас "золотой век"?? Но - чем больше читаешь, тем больше понимаешь, что сейчас именно четвертая фаза. Законотворчество - это пожалуйста, сколько угодно. Расширение границ (присоединение Крыма), строительство - Олимпийские объекты, Крымский мост. 

Конечно, эта теория, как и всякая другая, несовершенна. Если только имперский ритм может породить что-то новое и становится законодателем для всех других государств, как быть с Древней Грецией, которая задолго до Византии обеспечила мир огромной научной базой, из которой выросла вся европейская культура? Или с Францией, которая долгое время "задавала тон" всему миру в искусстве, литературе - да и в моде тоже?

Я знаю, что найдется много желающих поспорить с этой теорией, сочтя ее "антинаучной". Но как тогда видит историю академическая наука? Набор фактов, имен и дат, никак не связанных между собой? Почему бы не попытаться собрать воедино детали этой головоломки под названием История и найти ответы на мучающие человека вопросы? И структурный гороскоп. 


Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики