Стили воспитания детей и к чему они приводят

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Заработай на лайках в ВК и Инсте!!!
Фото статьи

Если сравнивать ребёнка с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно вырастает, которая его питает и формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи - на скудной каменистой почве, четвёртые за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И все деревца вырастают разными.

Семья – это питающая насыщающая почва. В процессе питания у человека появляется сила, чтобы жить. В семье ребёнок приобретает поведенческие навыки, впитывает традиции, учится общаться c родителями. Хорошая семья даёт ребёнку опору, возможность укорениться в этом мире. Семья – это мини тренинг для ребёнка, который может поспособствовать дальнейшей легкой социализации подросшего ребёнка в обществе или отбить у него подобное желание и развить отвращение.

Быть родителем – особая творческая деятельность, в ходе которой создаётся новый человек. В этой деятельности родители, словно Пигмалион старательно лепят в детях свою Галатею. Решая различные задачи, преодолевая трудные ситуации, выросший ребёнок всегда ныряет в своё детство за рецептом, вспоминая поведенческий опыт в решении различных вопросов своих близких: матери, отца, бабушек, дедушек.

Ребёнок приходит в этот мир словно инопланетянин, а родители являются для него первоочередной инструкцией, считывая информацию с которой можно ориентироваться и выживать в этом мире. Родители для ребёнка – это свет маяка и путеводная звезда, которая ведёт по пути взросления. Тип воспитания ребёнка определяется теми задачами, которые решаются родителями по отношению к своему ребёнку, а так же тем, насколько ребенок важен для родителей. Для многих родителей ребёнок может быть источником радости и тепла, для других способом самоутвердиться, для третьих - помехой в карьере и личной жизни. Соответствие ребёнка определённым задаваемым обществом социальным нормативам: возрастным нормативам развития, нормам поведения в общественных местах, школьным требованиям, задаёт границы минимального воспитания. Если же родители намерены вырастить из своего чада интеллектуала, спортсмена, музыканта, олигарха, то навыков минимального воспитания будет недостаточно.

В зависимости от того, кого хотят видеть родители в своём ребёнке, они используют различные типы воспитания, но чаще смешанные, беря необходимое то у одного типа, то у другого. Безусловным остаётся тип воспитания на примере родителя. Родительское поведение подразделяется на либеральное, отвергающее, гиперсоциальное, эгоцентрическое, авторитарное, авторитетное. Для развития в ребёнке музыкальных, спортивных, интеллектуальных или других способностей пользуются развивающим типом воспитания. Для того чтобы ребёнок состоялся в каком-либо виде бизнеса, или в науке, из расчёта на заранее определённое будущее используют программирующее воспитание. Родители, которые хотят, чтобы ребёнок вырос самостоятельной, ответственной личностью идут по пути личностно ориентированного типа воспитания. Если у родителей отсутствует навык воспитания или они не планируют выращивать из ребёнка ни гения, ни звезду и попросту хотят, чтобы он рос как все остальные дети, то такое воспитание называется традиционным.

В ситуации, когда родители полностью заняты трудовой деятельностью и зарабатыванием денег, когда сил и времени на ребёнка совсем не остаётся, в таком случае используется эпизодический тип воспитания. Если главой семьи является ребёнок и всё вертится вокруг его желаний и нужд, а родители зависимы от настроения своего чада и безмолвно сносят все его капризы, то в такой ситуации используют потакающий тип воспитания, если главой семьи является отец, то такой стиль поведения называется авторитарный. Каждый из перечисленных стилей воспитания предполагает свой стиль поведения родителей.

В традиционном воспитании используется авторитарный стиль поведения, при таком воспитании во главе семьи стоят родители, чаще отец – он авторитет в семье и поэтому такой стиль родительского поведения, а вместе с ним и воспитательный тип называется авторитарным. Ребёнок обязан беспрекословно слушаться родителя, потому что он опытнее, старше, дольше живёт на свете. При таком воспитании ребёнок не обладает собственной точкой зрения, а только обязанностями, он должен молчаливо сносить любые приказы родителя - авторитета, не перечить и не сопротивляться его воле. Подобный стиль воспитания широко использовался в прошлом веке не только в семьях, но и в детских садах и школах. При авторитарном стиле ребёнку с детства навязываются модели поведения, соответствующие родительскому опыту. Родители, воспитатели в садах, учителя в школах требуют от ребёнка подчинения и не считают нужным объяснять причины своих указаний или запретов. Если же ребенок сопротивляется, то применяется физическое наказание.

Постепенно общепризнанная заштампованость образа жизни семьи и родителей, общества, вызывает бурный протест у ребёнка и сводит на нет авторитет всех, кто его воспитывает. Ребенок всеми силами противостоит традиционным ценностям, которые в него закладывали, то есть ведёт себя девиантно. Существует два вида девиантного поведения позитивное и негативное. Девиантность со знаком плюс имеет созидательный характер, она направлена на изменение реальности, её усовершенствование, модернизацию, отказ от устаревших шаблонов и стандартов. Негативный вид девиантного поведения базируется на ущербности из-за нарушения целого комплекса методов и способов воспитания. Этот вид поведения несёт разрушительный эффект, раскручивает спираль насилия, игнорирования законов, вседозволенности, морально-нравственной деградации подрастающего поколения.

Авторитарный стиль воспитания долгое время применялся в качестве воспитательного метода в Советском Союзе и остаётся основным в маленьких городках и деревнях, куда не ступала «нога цивилизации» с различными новаторскими методами и возможностями. Часто при авторитарном стиле родители за счёт своих детей реализуют свои собственные комплексы, пользуясь слабостью положения ребёнка и его неумением отстоять свои права или дать сдачи. Такая система использует в качестве инструмента психологическое давление и физическое насилие, для того чтобы заставить ребёнка подчиняться и исполнять волю взрослого авторитета. Вырастая в авторитарной семье, дети с более сильной волей уходят из неё навсегда, стараясь не вспоминать страшные минуты, строят жизнь с чистого листа, более слабые дети становятся марионетками в чужих руках, попадают в плохие компании с авторитарным стилем существования.

Если в далёкой глубинке ещё функционирует авторитарный стиль, то бедой больших городов и мегаполисов становится эпизодический тип воспитания при отстранённом поведении родителей, родившегося в условиях быстрого ритма жизни. Современные женщины-матери стараются совместить карьеру, работая по 8-14 часов, возможность выглядеть молодо и красиво, пропадая в спортзалах и салонах красоты и воспитание ребёнка, но при таком насыщенном графике жизни на единственное чадо порой не остаётся ни времени, ни душевных сил, поэтому в таких обстоятельствах применяется отстранённый стиль поведения.

В условиях пропаганды тотального эгоизма и в век рекламы, когда с экранов телевизоров транслируют лозунг: «возлюби самого себя!», возводят в культ тело, красивую жизнь, потребительство, то многим людям трудно удержаться от соблазна пожить в предлагаемых роскошных условиях, и для получения желаемой жизненной программы необходимо иметь много денег, которые в свою очередь, зарабатываются непосильным трудом. Родители работают, чтобы иметь возможность финансово прикоснуться к красивой жизни, устраивают гонки за материальными благами и за удовлетворением эгоистичных инстинктов, а их дети в это время страдают от недостатка внимания, тепла, любви – ведь именно эти составляющие являются основополагающими для нормального личностного роста и крепкого психосоматического здоровья ребёнка. Отстранённый стиль поведения применим родителями циниками и эгоистами, душевно ограниченными, не способными к пониманию, сочувствию, состраданию.

Эпизодическое воспитание с отстранённым стилем поведения формирует в ребёнке неуверенность в себе, уклонение от ответственности. Ребёнок склонен искать недостающую эмоциональную близость в интернете, соцсетях, компьютерных играх, что приводит к зависимости и ещё более ухудшает его положение.

Противоположностью эпизодического воспитания, где основной мотивацией для родителей служит эгоизм и реализация собственных желаний, а ребёнок является ненужным элементом их жизни, выступает потакающее воспитание с эгоцентричным стилем поведения. При таком стиле всё вертится вокруг потребностей и желаний ребёнка, он – солнце, Космос, божество, в жертву которому приносятся интересы родителей, планы семьи, преклонный возраст бабушек и дедушек и другое. Подобная тенденция сохраняется, когда ребёнок подрастает, становится зрелым человеком, как бы способным самостоятельно существовать в обществе, решать задачи, реализовывать мечты, выполнять поручения, но нет. Ребёнок, воспитанный в эгоцентричном стиле сохраняет за собой позицию божества и в зрелом возрасте и продолжает жить по принципу: «мне все должны!», тогда между сформировавшимся по указанному принципу человеком и обществом возникает конфликт, так как общество не стремится удовлетворять капризы и желания взрослого ребёнка, потому что ждёт в свои ряды самостоятельную личность, которая сама сможет удовлетворять свои потребности и решать насущные задачи. При эгоцентричном потакающем стиле воспитания родители стремятся создать эмоциональный комфорт между собой и ребёнком, такой эмоциональный рай, когда у всех участников хорошее настроение и все средства и связи бросаются в жертву этому комфорту. Если ребёнок проявляет негативные эмоции, то в первую очередь родители, не способные вытерпеть подобной пытки, немедленно стараются исправить ситуацию, исполняя желания ребёнка, такого поведения они требуют и от бабушек, дедушек, друзей. В таких условиях ребёнок вырастает высокомерным, эгоистом, циником, избалованным, капризным, потребителем, с умением успешно манипулировать людьми для достижения своих целей, но не способным строить долгие глубокие отношения.

Либеральный стиль поведения родителей – это когда детям предоставлена повышенная свобода действий, отсутствуют запреты, а воспитательный процесс заменён наблюдением. Такой стиль воспитания родился в Швеции и до сих пор актуален в европейских и скандинавских странах, в Германии. В основу шведской модели воспитания положена книга педагога Эллен Кей «Век ребёнка», которая вышла в свет в 1900году. В своей книге Эллен Кей ставит личность ребёнка на пьедестал, заставляет с ним считаться и уважать его права. Кей настаивает на предоставлении ребёнку свободы действий и выбора, заменяя воспитательный процесс наблюдением. При таких условиях, ребёнок лишается каких-либо авторитетов. С 1979 года в Швеции официально запрещено физическое наказание для детей, а родители, позволяющее себе воспитывать ребёнка подзатыльниками или ремнём могут лишиться родительских прав. К тому же в Швеции работают уполномоченные по защите прав детей, которые следят за соблюдением Конвенции ООН о правах ребёнка, принятой в 1989 году. Большое значение в Швеции придают раннему сексуальному воспитанию детей с целью предотвращения заболевания СПИДом и возникновения нежелательной беременности у подростков, но в действительности раннее половое воспитание ведёт к распущенности, к появлению и распространению парафилии, педофилии и другим формам сексуального расстройства.

В современном обществе всё более популярным становится наиболее эффективный и благоприятный стиль воспитания ребёнка – личностно-ориентированный при авторитетном поведении родителей. Родители признают растущую личность, признают права ребёнка, не нарушают их, общаются с ним на равных, не унижая его достоинств, показывая свои примером правила поведения. Родители в таких семьях высокоответственны, интеллектуально развиты, лишены комплексов, они обсуждают со своими детьми все проблемы, правила поведения в обществе и различные вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека. В решении некоторых несложных задач родители прибегают к обсуждению путей выхода с ребёнком, учитывают его мнение и учат его решать ежедневные жизненные ситуации. Дети в таких семьях имеют своё мнение, у них развит самоконтроль, социальные навыки, чувство ответственности, они последовательны в поступках и уверены в себе. Здесь акцент делается на развитие самостоятельной личности, способной объективно рассуждать и принимать ответственные решения.

Важной составляющей для воспитания самостоятельной личности является в первую очередь освоение норм, правил, ценностей современного общества, а также овладение интеллектуальными, коммуникативными, волевыми способностями, позволяющими свободно ориентироваться в социуме. К основным принципам авторитетного стиля поведения родителей относится: принимать ребёнка, сопереживать ему и стремиться его понять, открыто выражать свои чувства и быть готовым к диалогу с ребёнком, оценивать, критиковать, обсуждать конкретные действия ребёнка, которые не нравятся или не устраивают, учить ребёнка сопереживать другим людям, понимать их, считаться с ними, договариваться и сотрудничать с ними, приобщать ребёнка к общепринятым ценностям, помогать ему осваивать нормы и способы человеческого поведения. Безусловным «пятым элементом» на пути воспитания в человеке зрелой личности является материнская любовь, не та, что разрушает ребёнка, использует, манипулирует им, а созидательная, наполняющая, оберегающая, одним словом - здоровая материнская любовь, которая должна внушить ребёнку любовь к жизни, должна научить любить окружающий мир, людей и всё живое, а этому могут научить только счастливые женщины, способные любить.


Оставить комментарий
Топ 5-ти авторов
Ник
1 Elro
1 Twin-m-s
1 Lykov
1 Alinka
1 Alyaya
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики