Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) - здесь.

Или же посетите наш Магазин.

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

+

Зачем люди играют в компьютерные игры? Вред и польза от компьютерных игр

Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Фото статьи

Согласно исследованиям в компьютерные игры играет более половины россиян в возрасте до 30 лет. Не говоря уже об играх на мобильных телефонах, планшетах, приставках, в которые играют практически все, у кого данные устройства есть в наличии.

В игры играют совершенно разные люди. Всех возрастов и профессий. И относятся к этому занятию все по-разному. Одни равнодушно, другие с одобрением, немало встречается и негативных отзывов об играх и их влиянии на людей. Чтобы понять, откуда такие отзывы берутся, стоит разобраться в том, что представляет собой игровой процесс и какое воздействие он оказывает на человеческую психику и поведение.

Дабы не быть голословной и не рассуждать пространно, как часто делают люди, не играющие в игры и имеющие о них довольно смутные представления, сразу оговорюсь – я сама заядлый геймер. Это стало моим хобби, и продолжает им оставаться на протяжении вот уже более 10 лет. Полагаю, что и останется им навсегда. А началось все в 13 лет, когда у меня появился первый компьютер, а вместе с ним и первая игра – Need for speed: Underground. С нее все и началось, и именно она открыла для меня совершенно новый и неизведанный мир – мир компьютерных игр. С тех пор игры стали неотъемлемой частью моей жизни. Их было много разных – одиночные и многопользовательские, «стрелялки» и стратегии, ролевые (РПГ, от анг. Role-Playing Game) и симуляторы. Каждая из них была особенной, со своим сюжетом, героями и эмоциями, они были словно книги, но при этом ты был не сторонним наблюдателем их истории. В игре ты был творцом. И именно от твоих действий зависело, что будет происходить дальше. Эта особенность игр привлекала и продолжает привлекать миллионы людей.

Любая игра, по сути своей – всего лишь программный код. Но именно этот код и создает для нас совершенно другую реальность и эмоции, которые мы в ней испытываем – вполне настоящие. Удивительно, но наш мозг не видит разницы между миром реальным и виртуальным, даже наши сны порой кажутся реальными, как и эмоции, которые они вызывают.

Этим свойством с успехом пользуются разработчики игр. Графика год от года становится все лучше; до того дошло, что иногда трудно отличить фотографию от скриншота из игры. А ведь зрение – главный орган, через который мы воспринимаем информацию. Но важна не только картинка. Игровая физика – поведение персонажа, машины, самолета или любой другой компьютерной модели, которой управляет игрок – имеет не меньшее значение. Взрывы, выстрелы, падения, повреждения, звуки, сама атмосфера тоже играют свою роль. Чем реалистичнее все это выглядит, тем охотнее наш мозг верит – это происходит на самом деле.

Ученые в России и за рубежом уже давно изучают реакции нашего организма на виртуальную реальность. Так, во время международных соревнований по киберспорту проводились исследования сердечного ритма игроков. Результаты удивили ученых. Пульс спортсменов-геймеров во время игры был таким, как будто они участвуют в забеге на марафонскую дистанцию. Частота сердечных сокращений превышала 140 ударов в минуту, при том, что норма составляет 60-70 ударов в минуту в состоянии покоя. Также ученые с помощью специальных приборов исследовали активность различных отделов головного мозга. Для эксперимента использовали одну из игр в жанре «шутер» («стрелялка»). Оказалось, что в процессе игры активизировались те же отделы мозга, что и в аналогичных жизненных ситуациях. Такие же результаты были получены в ходе эксперимента с авиасимулятором. Получается, что для нашей нервной системы нет принципиальной разницы насколько реально происходящее. Реакция будет одинаковой, но в реальной жизни выше будет ее интенсивность.

Убедиться в этом мне довелось лично, когда после частых игр в онлайн-шутеры, я, находясь на улице, неожиданно поймала себя на том, что, оказавшись на достаточно открытом пространстве, начинаю рыскать глазами в поисках возможных укрытий и поглядываю на крыши зданий, опасаясь попасть под прицел снайпера. А наигравшись в гоночную серию Need for speed и Colin McRae Rally с рулем и педалями, и сев впоследствии за руль настоящего авто, уже приблизительно понимала, как может вести себя машина в разных ситуациях, в том числе в зависимости от привода (передний или задний). В дальнейшем это помогло мне при вождении по реальным дорогам.

Выходит, что от игр тоже может быть польза? Может, но тут многое зависит от самой игры. Игры, симулирующие реальность – шутеры, авиасимуляторы, симуляторы гонок, техники, и т.д. действительно способны научить нас как действовать в определенных обстоятельствах. Тем более, что многие из них сделаны весьма реалистично. Играя в подобные игры, мы получаем опыт, а раз мозг не отличает смоделированную ситуацию от настоящей, то оказавшись в аналогичной ситуации в жизни, мы уже будем знать, что нужно делать. Хотя бы примерно.

Отдельный разговор – игры-стратегии, требующие от игроков в первую очередь умения анализировать и просчитывать. Такие игры подобны шахматам, где важен каждый ход, каждое действие, а одна незначительная ошибка может в итоге обернуться поражением. В последнее время огромную популярность набрала онлайн-игра Dota, в которой помимо стратегического мышления, нужна еще и хорошая командная работа. Стратегии хорошо тренируют внимательность, аналитические способности и пространственное мышление.

Стоит упомянуть и игры в жанре РПГ. Такие игры, как одиночные, так и сетевые, чаще всего представляют собой огромный фэнтезийный мир, который живет по своим законам и правилам, сильно отличным от тех, что существуют в мире реальном. Большое значение придается сюжету, атмосфере, внешнему виду персонажей и монстров. В РПГ, особенно в ММОРПГ (массовых многопользовательских онлайн-играх) обычно существует система развития и усиления персонажа. Как правило, этот процесс занимает очень много времени и может надолго увлечь игрока. Требуется масса времени, чтобы разобраться в игре, понять ее принципы, изучить возможности своего героя, попутно исследуя мир, в котором все это происходит. В хорошие игры этого жанра люди играют годами, и их сервера «живут» по многу лет. Пользы от таких игр не много, полезен разве что сам процесс изучения игры, при котором придется запоминать массу различной информации. Зато РПГ способны отнять много свободного времени и дать ощущение другой жизни, по ту сторону экрана, которая некоторым может показаться даже интереснее, чем жизнь реальная.

Да, игры способны затягивать и вызывать зависимость. В группе риска находятся в первую очередь дети и подростки, поскольку у них, в силу возраста, еще недостаточно окрепшая нервная система. Да и самодисциплина изрядно хромает. Известно множество случаев, когда дети, подростки почти сутками сидят в игре, забывая обо всем на свете. Но едва ли в этом виноваты игры. Причина чаще всего кроется в неумении выстраивать отношения со сверстниками, недостаточном внимании со стороны родителей, каких-то внутренних личностных проблем и переживаний, от которых человек спасается, уходя в виртуальный мир. Такое происходит не только с детьми, но и со взрослыми людьми.

В играх, как и во всем остальном, важна мера. Взрослые часто могут играть хоть целыми днями, не опасаясь каких-то последствий. Бывает даже наоборот, игра через какое-то время надоедает, и либо перестаешь играть совсем на какое-то время, либо начинаешь играть в другую игру. С детьми ситуация сложнее. Ведь они – еще не сформировавшиеся личности, и не всегда могут себя контролировать.

Если ваш ребенок играет не более 3-х часов в день, то никакой зависимости у него не возникнет. Но играть в игрушки ребенку лучше начинать не раньше, чем лет с 10. Не менее важно и то, в какие игры играет ваше чадо. Обязательно нужно обращать внимание на возрастные ограничения – они существуют не просто так. РПГ или стратегии не представляют большой опасности, а вот шутеры и хоррор (игры-ужастики), в которых много стрельбы, крови, насилия, да и просто жутких сцен, могут нанести определенный вред, вы же помните, что наша нервная система не разделяет реальное и виртуальное. В результате мозг запоминает стрельбу и насилие в игре как один из возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и в жизни. В итоге в новостях частенько появляются истории о детях, переигравших в игры и устроивших стрельбу в школе по учителям и одноклассникам.

Игры не должны становиться главным в вашей жизни. Исключение составляют разве что киберспортсмены, для которых игры – это не приятный способ времяпрепровождения, а настоящий спорт, с постоянными тренировками, соревнованиями, переживаниями, победами и поражениями. Но и они находят время на общение с друзьями и родными, учебу и романтические отношения. Всего этого игра заменить не может, да и не должна.

Нужно стараться следить за осанкой и зрением во время игры. Желательно делать перерывы каждый час, хотя бы минут на 5 – встать из-за компьютера, размять шею, сделать зарядку для глаз. Это займет немного времени, но поможет сохранить здоровье.

Людям пожилого возраста игры могут также пойти на пользу. Когда мы стучим по клавишам и шевелим мышкой, мы тренируем мелкую моторику рук; изучая мир игры и запоминая, как и для чего использовать тот или иной предмет – тренируем память; вступая в бой с противниками – улучшаем реакцию; просчитывая ходы и действия – заставляем наш мозг думать и анализировать.

Есть и еще одна немаловажная черта, присущая главным образом ММО-играм – общение. Во многих играх для того чтобы добиться успеха или выполнить определенный квест (игровое задание) необходимо объединиться с другими игроками в группу. Это может быть как временное объединение – только для выполнения квеста, так и более длительное – когда вы вступаете в сообщество таких же, как вы игроков – клан, гильдию, легион, полк и т.д. (название может быть любое, но суть одна). Такое сообщество включает в себя десятки, а иногда и сотни игроков, в нем всегда есть лидер и четкая структура. Игроки клана часто используют для общения и координации действий в игре специальные голосовые программы, позволяющие говорить и слышать друг друга. В кланах обычно развита взаимопомощь и поддержка, что важно как для новичка, так и для опытного игрока.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что вред от игр – во многом надуманный. Если относиться к игре именно как к игре, никакой серьезной опасности она не несет. Напротив, при разумном подходе, даже может научить вас чему-то полезному. Но играя, не забывайте о реальном мире – он гораздо интереснее и удивительнее любой виртуальной вселенной.

Комментариев:
7

  • 09.10.2015 14:47:36
    Да я всегда,возвращаясь поздно домой,внушаю себе,что я агент 47

  • 05.06.2015 01:08:33
    Это довольно спорно, как и алкоголь, можно спорить о вреде но мозгом человек должен пользоваться. Это вопрос психической устойчивости и наличия каких бы то ни было жизненных амбиций, плюс среда.

  • 09.05.2015 13:11:55
    Давайте лучше в салки и прятки играть:)

  • 09.05.2015 03:50:32
    Да, вы правы, грань будет стираться. Чем более полным будет погружение в виртуальный мир, тем труднее будет понять, где ты находишься на самом деле. Особо впечатлительных это может довести до нервного расстройства. Сейчас технологии в этом направлении недостаточно развиты, но в будущем вне сомнения появятся устройства, имитирующие реальность гораздо лучше. Шлем про который я говорила дает пока только пространственное визуальное ощущение себя в мире игры, но и этого хватает, чтобы перехватило дух. Некоторые знакомые игроки, играя в нем в авиасимуляторы, жаловались на головокружение и тошноту - при резких поворотах и маневрах в бою. Боюсь представить, каково играть в таком шлеме в игры в жанре хоррор. Поседеть можно

  • 08.05.2015 13:48:23
    Точно, тоЖдественны:) Извините, моё мнение, чем реалистичнее будут игры, тем опаснее станет в них играть. Грань между реальностью и игрой потеряется для кого-то. А возможно ли воспроизвести Реальность в игре вплоть до малейших деталей? Нет. Быть может только видимую, визуальную реальность. В этом-то и опасность,мне кажется.

  • 08.05.2015 12:16:36
    Конечно не тождественны, но есть вероятность, что с развитием технологий игры будут давать все более реалистичные ощущения. Уже разработаны и продолжают совершенствоваться шлемы виртуальной реальности,например Oculus Rift, дающие ощущение 3д погружения в игру. И мне кажется дальше больше

  • 08.05.2015 11:48:30
    ...как и вред алкоголя и наркоты. Люди удовольствие получают, а говорят - вредно:) Виртуальная реальность сказывается, это всё же, не реальность. Тебя убьют, а ты всплеснёшь руками, эх, придётся заново проходить! Не, игра и жизнь не тоджественны. Умения, возможно, нарабатываются. Но сидя часами перед монитором и выйдя в аналогичную ситуацию в жизнь (та же стрелялка) окажется, что в жизни-то по-другому! Сам я играл в стратегии. Warcraft, Spellforce. Ещё как затягивает! Как лунатик после них ходишь, плюс зрение посадил от регулярного играния. Короче, моё мнение, ребята и девчонки, будьте очень осторожны с виртуалкой. В жизни вас никто не перезагрузит.

Оставить комментарий
Песочница
Последние публикации
Отклики
Последние отклики